Помните известную и часто цитируемую фразу: «В СССР секса нет»? Ее произнесла в теперь уже далеком 1986 году Людмила Иванова, представительница «Комитета советских женщин» во время телемоста Ленинград-Бостон. Однако, произнеся вышеупомянутые слова в своей речи, Иванова практически мгновенно исправилась и объяснила, что имела в виду совершенно иное. В СССР секс, конечно же, был – просто о нем не принято было говорить слишком открыто. Но было уже поздно, и фраза ушла в народ.
А что в Северной Корее, которая однажды выбрала СССР как модель для копирования и подражания как в экономическом, так и в социальном плане? Неужели там тоже «не было секса»? Как и в Советском Союзе в КНДР секс был и, собственно, есть, но о нем особо не говорят. Иногда даже слишком сильно не говорят. Настолько сильно, что со стороны может показаться, что граждане Северной Корее размножаются почкованием, а о сексе никто и никогда не слышал! Но, конечно же, это неправда.
Начнем издалека и внезапно с… СССР. Так уж исторически сложилось, что революционный марксизм и коммунизм были движениями с очень сильной радикальной феминистской составляющей. И если западный феминизм представлял собой движение, защищающий права женщин из среднего класса, а также привилегированных особ (по началу так точно), то революционный марксизм затрагивал права женщин рабочего класса.
Ранние коммунисты очень плохо относились к патриархальной семье и считали ее орудием сохранения старого общества, которое они, по понятным причинам, очень хотели уничтожить.
С другой стороны, мало какая идеология в середине 19 века также яростно пропагандировала идею равенства полов и свободы половых отношений, которые бы базировались на взаимном выборе. Когда в Российской Империи, ставшей впоследствии РСФР, а потом и СССР, к власти пришли коммунисты и революционные марксисты, они по началу попытались перестроить общественную жизнь в соответствии со своими революционными и радикальными принципами.
Особо активно продвигала феминистские взгляды Александра Коллонтай, которая для большинства жителей России известна, в первую очередь, как очень талантливый дипломат, но для людей за пределами нашей страны, Коллонтай была прежде всего радикальной феминисткой и автором знаменитой теории «стакана воды», которая говорила, что «секс – это всего лишь базовая потребность, которую нужно удовлетворять также просто, как и выпить стакан воды».
Однако подобного рода сексуальная революция продлилась совсем недолго, и это логично, поскольку мечты коммунистов о новом прогрессивном обществе, не имели ничего общего с реальным положением дел. Оказавшись у власти, революционеры начали строить государство, которое, в свою очередь, очень быстро превратилось в авторитарное, жесткое, то есть, по сути, в диктаторское государство.
И такое государство было крайне заинтересовано в том, чтобы мобилизовывать собственное население и упорядочить семейные отношения. Семейный человек, по их мнению, был более управляемым и более предсказуемым; на него было проще надавить, его было проще убедить, вдохновить, купить в конце концов!
Второй момент. Семья – это дети, а дети – это воспроизведение существующего социального строя. Опыт показал, что вне семьи полноценно воспитывать детей очень сложно, хотя именно об этом на первых порах мечтали коммунисты – об общественном воспитании детей. В любом случае, в конце 1930-х годов в Советском Союзе стали активно отстаивать семейные ценности.
Собственно, именно этот принцип отношений между мужчиной и женщиной, когда от теории «стакана воды» не осталось и следа, но осталось представление о том, что женщина – это тоже человек, и попал в Северную Корею. В конце 40-х годов, когда и возникло Корейское государство, оно полностью скопировало многие советские модели.
Некоторые из них в обязательном порядке завозились в страну советскими советниками и военными, которые управляли в Корее с 1945 по 1948 год, а некоторые возникали на местах, поскольку местные коммунисты воспринимали Советский Союз как образцово-показательную страну, у которой нужно учиться и которую необходимо копировать.
В любом случае, в Корее в 1946-1947 годах было проведен ряд реформ, главной из которых стало принятие закона о равенстве полов, который искоренил в стране дискриминацию женщин. Практически в это же время в Северной Корее был введен запрет на систему наложниц.
В традиционной Корее, как известно, официальная жена могла быть одна, но кроме жены мужчина мог иметь наложниц, дети от которых очень долгое время считались фактически бесправными.
К слову, еще во времена, когда Корея находилась под японской оккупацией, временная власть ввела обязательную моногамию. Однако на практике в колониальные времена это требование постоянно нарушалось. Когда же в 1946 году к власти пришло новое правительство, у которого, как говорится, не забалуешь, моногамия была введена уже на законодательном уровне. Тем более, что наложницами могли похвастаться исключительно богатые люди – предприниматели, помещики. Но эти люди к тому времени уже бежали на юг.
Помимо этого, началась компания по искоренению проституции. Дело в том, что в Корее (до конца 19 века) массовой проституции почти не было. Имела место быть элитная проституция, но это явление совершенно иного характера, которое не имеет отношение к делу. Массовой же проституции, то есть общедоступным публичных домов и борделей либо не было совсем, либо в каких-то единичных проявлениях. В Северной Корее проституция была искоренена уже к концу 40-х годов, но вновь появилась в 90-е…
Любопытно, что в Северной Корее большую роль играла система сонбун, (сейчас она тоже есть, но уже в меньшей степени), то есть система происхождения, которая на протяжении практически 60 лет определяла жизнь всей страны. От того, чем занимались родители, а также предки по мужской линии до 1945 года, зависело, что гражданину можно было, а что нельзя.
Исключение составляли родственники знаменитых кисэн – что-то вроде корейских гейш. В данном случае не играло никакой роли, кто были предки по мужской линии. Если хотя бы одна женщина в роду была кисэн – все, пиши пропало, сонбун испорчен для всех последующий поколений.
Параллельно с искоренением массовой проституции, происходит чистка всей культуры от каких-либо даже малейших намеков на секс или эротику. То есть с конца 40-х годов говорить о чем-то даже минимально эротическом было совершенно невозможно.
Советский Союз, к слову, переживал похожие настроения, однако в Северной Корее подобные убеждения были возведены в абсолют и сохранялись они вплоть до 70-80-х годов. То есть любовь, какой она описывалась в корейских книгах, была всегда абсолютно платонической. Подразумевалось, что между героями вполне могло что-то быть, но говорить об этом было нельзя. Все чувства должно были носить, так сказать, кристально чистый, асексуальный характер.
Этот запрет на какие-либо сексуальные коннотации несколько ослабел к 90-м годам. К тому же, в это время начали появляться зарубежные фильмы, точнее, советские и китайские, которые в Северной Корее демонстрировались, и в них все было очень осторожно, очень косвенно, без всякой обнаженки.
К тому же, в соответствии с общественной моралью Северной Кореи, женщина должна была сохранять девственность до брака и, разумеется, какие-либо добрачные связи резко осуждались. При этом необходимо учитывать, что вплоть до настоящего времени в Северной Корее существовала установка, что вступление в брак, и для мужчины, и для женщины, является фактически обязательным.
То есть абсолютно каждый гражданин Северной Кореи должен жениться или выйти замуж. Другое дело, что делать это нужно было в довольно продвинутом возрасте – правительство Кореи в 60-70-х годах выступало за поздние браки. И, опять же, в идеале подразумевалось, что в свой обязательный брак женщина должна была вступать девственницей.
Для мужчин требования были чуть попроще, но, тем не менее, на практике Северная Корея 50-70 годов – это было общество, где внебрачный секс был, но его было мало и о нем старались не говорить вслух. Это было безусловно абсолютное табу для общественности: нельзя было писать, нельзя было намекать на то, что такая вещь вообще возможна в правильном северокорейском обществе. Вот в Южной Корее, где все плохо, там да, там можно было говорить о сексе. В Северной – нет.
В тех случаях, когда внебрачные беременности случались, а они случались, это воспринималось как огромный скандал – это был позор, это была большая проблема для женщины, которая сталкивалась с общественным давлением и от которой требовали отдать ребенка в детский дом. Благо, случаев внебрачных беременностей все же было крайне мало.
Что же начало меняться в начале 90-х, когда старая система устройства корейского общества стала понемногу рассыпаться? Произошли очень значительные изменения в отношениях полов.
Дело в том, что люди, все-таки, смотрели иностранные фильмы (пусть и совсем немного, но все же), получали образование, читали переводные книги, и эти книги, кстати, были пропитаны совершенно не теми идеями, на которых строились традиционные конфуцианские представления о том, как нужно создавать межполовые отношения.
Соответственно, появлялись идеи большего равноправия, если так можно сказать, и идеи больших свобод в выстраивании личной и, в том числе, интимной жизни.
Все эти веяния нового времени стали отчетливо чувствоваться в начале 90-х годов. Сначала у какой-то части богемной молодежи в Пхеньяне, а потом постепенно и во всей стране. Вдобавок к началу 90-х начала рассыпаться старая экономика Северной Кореи – та самая, карточного распределения. Из-за этого в стране стали потихоньку появляться крошечные бизнесы, частные ресторанчики и закусочные, началась торговля, стали расти рынки – и в этом во всем очень большую роль играли женщины.
У женщин было очень большое преимущество, которое заключалось в наличие у них свободного времени. Женщины, выйдя замуж, могли зарегистрироваться в качестве домохозяек, и от них не требовалось ходить на работу. А мужчин, даже когда заводы остановились, все равно заставляли ходить на работу. И неважно, что предприятие не функционировало – мужчина все равно должен был присутствовать на своем рабочем месте.
Поэтому именно женщины стали заниматься мелкой и не очень торговлей и у них начали появляться деньги. А вслед за деньгами стали появляться и возможности выстраивать свою жизнь так, как хочется. Иногда это приводило к серьезным трениям внутри семьи, к разводам, к распадам браков. Мужчины не желали становится второстепенными героями, и уж тем более не хотели стоять позади женщины в плане заработков.
Множество социальных исследований, которые проводились в основном среди беженцев в Южной Корее и Китае, показали, что в КНДР резко увеличилось количество разводов и произошла либерализация сексуальной морали (особенно в городах). То есть, это была не совсем сексуальная революция, а, скорее, крошечные шаги в ее сторону, которые начались примерно в 90-е годы.
Такое стало возможным, как я уже упоминал выше, из-за того, что старая система управления обществом стремительно рассыпалась, а вслед за ней посыпался и неусыпной контроль за населением. Дошло до того, что, если раньше народные группы очень четко следили за тем, кто и где ночует, то сегодня это явление встречается лишь в некоторой части городов, но не повсеместно.
И напоследок еще один животрепещущий момент. Как в Северной Корее обстояли и обстоят дела с контрацепцией. На самом деле, вопреки существующим слухам, все довольно неплохо. Самыми распространенными на сегодняшний день способами предотвращения нежелательной беременности являются внутриматочные спирали и презервативы.
Да-да, в Северной Корее есть презервативы. Они активно экспортируются из Китая и являются вполне себе доступными для большей части населения страны. Так что с чем с чем, а с контрацепцией в Северной Корее уже точно все в порядке!
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!
Поддержать мои статьи и вдохновить на создание новых можно через донат по ссылке.
А для «Премиум подписчиков» канала доступны мои документальные фильмы о Южной Корее, видеорепортажи и другой эксклюзивный контент. Не забудьте оформить подписку!