Актерская гримерная студии ДЕФА, 1955 год.
Фриц Диц сидит неподвижно перед зеркалом, пока гример наносит последние штрихи. Из зеркала на него смотрит не он сам - оттуда глядит Адольф Гитлер. Тот самый человек, из-за которого Диц провел годы в эмиграции, тот, кто воплощал все, против чего Фриц боролся всю свою сознательную жизнь.
«Я, коммунист, человек, который всегда ненавидел фашизм всеми фибрами души, снова должен стать воплощением зла на экране», - проносится в голове Дица.
Он медленно поднимает руку, наблюдая за своим отражением. Движения отточены, выверены - результат многочасовых наблюдений за кинохрониками. Голос, жесты, мимика - всё должно быть идеально. Не потому, что он восхищается этим человеком, а потому что его долг как актера - показать чудовище таким, каким оно было на самом деле.
Диц глубоко вздыхает. Через несколько минут он выйдет на съемочную площадку и перевоплотится в своего врага. В этом парадоксе заключалась судьба Фрица Дица - человека, который, будучи убежденным антифашистом, стал самым убедительным и запоминающимся воплощением Гитлера в истории мирового кинематографа.
Ранние годы: От бедности к сцене
Путь Фрица Дица к актерскому мастерству начался в беднейших кварталах Майнингена, где он родился 9 февраля 1901 года. Отец - простой рабочий, мать - домохозяйка, пятеро детей в семье. Нужда и голод были постоянными спутниками маленького Фрица. Уже с девяти лет ему пришлось работать, чтобы помогать родителям сводить концы с концами. Сначала - разнорабочим, затем - помощником электрика.
«В детстве у меня никогда не было своих игрушек, - вспоминал позже Диц в редких интервью. - Зато была богатая фантазия и умение перевоплощаться. Мы с соседскими мальчишками разыгрывали сцены из увиденных в бродячих театрах спектаклей, и я всегда лучше всех мог изобразить любого персонажа».
Эта способность к перевоплощению не осталась незамеченной. Когда Фрицу было 15 лет, один из местных театральных режиссеров, увидев его импровизацию на улице, предложил мальчику небольшую роль в своей постановке. Для юного Дица открылся новый мир — мир искусства, который казался таким далеким от его мрачных будней.
В 1920 году, несмотря на отсутствие специального образования, Фриц Диц был принят в труппу Майнингенского театра. Его талант компенсировал отсутствие академической подготовки. Природная наблюдательность, острый ум и феноменальная способность к имитации сделали его заметным даже на небольших ролях. Пройдет всего несколько лет, и имя Фрица Дица станет известно театралам всей Германии.
Политическая активность и эмиграция
Веймарская республика, возникшая на руинах кайзеровской Германии, была временем не только культурного расцвета, но и острых политических противоречий. Молодой Диц не мог оставаться в стороне от бурлящей вокруг общественной жизни.
В 1932 году Фриц Диц совершает шаг, который впоследствии определит его судьбу - вступает в Коммунистическую партию Германии. В то время по всей стране набирало силу национал-социалистическое движение, и Фриц, как и многие его единомышленники, видел в коммунистах единственную силу, способную противостоять нацизму.
«Я не мог просто стоять и смотреть, как моя страна превращается в рассадник ненависти, - писал позже Диц в своих мемуарах. - Нужно было действовать, и я сделал свой выбор».
30 января 1933 года Адольф Гитлер становится рейхсканцлером Германии. А уже в феврале, после поджога Рейхстага, начинаются массовые аресты коммунистов и других политических оппонентов нацистского режима. Фриц Диц попадает в их число. Его арестовывают, подвергают допросам с пристрастием, а затем увольняют из театра как «политически неблагонадежного элемента».
После освобождения из-под ареста Диц понимает, что оставаться в Германии смертельно опасно. В 1935 году, после двух лет существования в полуподполье, он принимает нелегкое решение об эмиграции. Через Чехословакию Фриц добирается до Швейцарии, где присоединяется к антифашистским кругам немецкой эмиграции.
«Эмиграция - это не просто смена места жительства, - говорил он впоследствии. - Это своего рода смерть. Умирает привычная жизнь, умирают многие надежды. Но это необходимая жертва, чтобы сохранить самое главное - свободу и достоинство».
В Швейцарии Диц продолжает и актерскую, и политическую деятельность. Он участвует в антифашистских постановках, выступает на митингах, печатается в эмигрантских изданиях. Годы, проведенные вдали от родины, только укрепляют его убеждения и ненависть к фашизму.
Возвращение в Германию и театральная карьера
Когда в 1945 году над Рейхстагом было поднято Знамя Победы, Фриц Диц, как и многие немецкие эмигранты-коммунисты, увидел возможность вернуться на родину и строить новую, антифашистскую Германию.
В 1946 году он возвращается в советскую зону оккупации, в ту часть Германии, которая вскоре станет Германской Демократической Республикой. Фриц полон энтузиазма и решимости помогать восстанавливать культурную жизнь страны из руин.
Его актерский талант быстро находит признание. Сначала - работа в театре Майнингена, затем - в Галле и Дрездене. В 1951 году Диц становится актером главного театра ГДР - Немецкого театра в Берлине. Его роли в классических и современных пьесах получают признание как публики, так и критиков.
Параллельно с театральной деятельностью Диц начинает сниматься в кино. Киностудия ДЕФА, основанная в советской зоне оккупации, активно производит фильмы, направленные на демонстрацию ужасов нацизма и героизма борцов с фашизмом. И здесь талант Дица оказывается как нельзя кстати.
Первое воплощение Гитлера: Сомнения и принуждение
1955 год стал переломным в карьере Фрица Дица. Режиссер Курт Метциг, работавший над второй частью биографического фильма «Эрнст Тельман - вождь своего класса», столкнулся с серьезной проблемой - ему нужен был актер на роль Адольфа Гитлера. Выбор пал на Дица.
«Когда мне предложили эту роль, я был ошеломлен, - вспоминал Диц годы спустя. - Моя первая реакция была категорическим отказом. Как я, убежденный антифашист, могу играть человека, которого всю жизнь презирал?»
Однако руководство киностудии и партийные органы настаивали. Фрицу объяснили, что это его партийный долг - показать Гитлера таким, каким он был на самом деле: не сверхчеловеком, а мелким, истеричным тираном. Демифологизировать образ фюрера было важной идеологической задачей.
После долгих внутренних терзаний Диц согласился. Он погрузился в изучение кинохроник, речей, воспоминаний очевидцев. Часами стоял перед зеркалом, отрабатывая характерные жесты и мимику Гитлера.
«Самое страшное было в том, что я должен был не просто имитировать внешность, а понять психологию этого человека, - признавался Диц. - А понимание неизбежно ведет к определенной степени сопереживания, что было для меня мучительно».
Результат превзошел все ожидания. Критики были поражены точностью перевоплощения. Диц сумел передать не только внешние проявления, но и внутреннюю суть персонажа - комплексы, неврозы, патологическую жестокость, скрытую за маской «фюрера нации».
Повторяющаяся роль: Бремя или миссия?
После успеха в «Эрнсте Тельмане» Диц стал получать предложения сыграть Гитлера регулярно. Он воплотил образ фюрера в фильмах «Замерзшие молнии» (1966), «Освобождение» (1970), «Семнадцать мгновений весны» (1973) и многих других.
Всего за свою карьеру Фриц Диц сыграл Гитлера более 20 раз.
Особенно запоминающимся стало его появление в советском многосерийном фильме «Семнадцать мгновений весны». Несмотря на то, что Диц появляется на экране лишь на несколько минут, его игра создает жуткое ощущение аутентичности.
«Когда я впервые увидел Фрица Дица в гриме и костюме на съемочной площадке, у меня пробежал мороз по коже, - вспоминал режиссер Татьяна Лиознова. - Казалось, из глубины истории материализовался сам фюрер».
Другой режиссер, Юрий Озеров, работавший с Дицем на эпопее «Освобождение», отмечал: «Диц не играет Гитлера, он им становится. Это выходит за рамки обычного актерского мастерства».
Сам Диц относился к своей «специализации» неоднозначно. С одной стороны, роль Гитлера сделала его известным далеко за пределами ГДР и обеспечила стабильную работу. С другой - постоянное перевоплощение в человека, олицетворявшего зло, не могло не сказываться на психологическом состоянии.
«После съемок я всегда чувствовал себя опустошенным, - признавался Диц в редких интервью. - Словно побывал в темном, зловонном подвале и вынес оттуда что-то липкое и мерзкое, что потом долго не отмывается».
Внутренний конфликт
Чем больше Диц играл Гитлера, тем сильнее становился его внутренний конфликт. Как антифашист, он ненавидел своего персонажа. Как актер, он должен был понимать его, найти к нему ключ, войти в его шкуру.
«В определенный момент я осознал, что моя задача гораздо сложнее, чем просто сатирическое изображение тирана, - писал Диц в своих заметках.
- Если показать Гитлера лишь карикатурно, как это делали многие, в том числе и Чарли Чаплин, то это снижает ощущение реальной угрозы, которую представлял фашизм. Гитлер был чудовищем, но чудовищем харизматичным, сумевшим увлечь за собой миллионы. И это делает его еще страшнее».
Эта дилемма - как сыграть монстра, не очеловечивая его, но и не превращая в карикатуру - становилась для Дица все более мучительной. Он нашел свой подход: показывать Гитлера через призму его патологии, как человека, одержимого манией величия и ненавистью, как персонажа, который стал заложником своих комплексов и идей фикс.
В 1976 году, после съемок в фильме «Солдаты свободы», Диц принял решение больше не играть Гитлера. «Я устал нести это бремя», - сказал он режиссеру Юрию Озерову.
Однако еще несколько раз ему пришлось вернуться к этой роли - настолько убедительным был созданный им образ, что режиссеры отказывались видеть кого-то другого в этой роли.
Наследие и влияние
Фриц Диц умер 19 октября 1979 года в Веймаре, оставив после себя уникальное наследие. Его интерпретация образа Гитлера стала эталонной и повлияла на последующие поколения актеров, бравшихся за эту сложную роль.
Парадоксально, но именно убежденный антифашист создал образ Гитлера, который стал каноническим в мировом кинематографе. Возможно, именно непримиримая идеологическая позиция Дица позволила ему показать Гитлера без излишней демонизации, но и без невольной героизации - как патологическую личность, чья болезненная психика и комплексы привели к невиданной трагедии XX века.
В ГДР и других социалистических странах работы Дица использовались как образовательный материал. Его Гитлер стал визуальным воплощением абстрактного зла фашизма, помогая новым поколениям, не заставшим войну, осознать реальность нацистской угрозы.
Личность за маской
Как антифашист, Диц ненавидел все, что олицетворял Гитлер. Как актер, он обязан был вжиться в роль и понять своего персонажа.
«Я всегда помнил, что надеваю эту маску не для того, чтобы возвеличить Гитлера, а для того, чтобы показать его истинное лицо, - писал Диц в своем дневнике незадолго до смерти. - Возможно, это моя форма борьбы с тем злом, которое он принес в этот мир».
Эта внутренняя позиция помогла Дицу сохранить свою идентичность, несмотря на неоднозначную актерскую судьбу. Он не стал заложником своей самой знаменитой роли, не отождествился с ней, как это бывает со многими актерами.
Феномен Фрица Дица заставляет задуматься о природе актерского искусства и его этических аспектах. Может ли актер полностью отделить себя от своего персонажа? Где граница между пониманием персонажа и сопереживанием ему? Каковы моральные обязательства исполнителя перед обществом, особенно когда речь идет об исторических личностях?
Диц своей жизнью и творчеством дал на эти вопросы сложный, неоднозначный, но убедительный ответ. Его путь показывает, что истинный профессионализм предполагает не только мастерство перевоплощения, но и способность сохранять верность своим убеждениям даже в самых парадоксальных обстоятельствах.
Дорогие подписчики и гости канала. Большое спасибо за внимание. За Ваши добрые слова и комментарии. Будьте здоровы, счастливы. С любовью к Вам.