Во время Великой Отечественной войны дефицитом было почти всё — от металла и резины до продуктов. Но о краске вспоминают редко. А ведь именно от неё зависела маскировка техники, защита от коррозии, маркировка боеприпасов и просто нормальная работа заводов.
И при этом — всё время что-то заканчивалось. Пигменты, растворители, химикаты. Сырьё для ЛКМ производств доставалось с боем, а иногда — буквально вываривалось из подручных материалов. Как же с этим справлялись?
Военные требования к лакокрасочным материалам
В условиях тотальной войны к лакокрасочным материалам предъявлялись особые требования.
Преобладающим цветом советской военной техники времён войны стал защитный зелёный. Этот цвет, известный под условным обозначением 4БО, был принят ещё до войны - в 1939 году - в результате исследований камуфляжа. Аббревиатура расшифровывается как “4-й базовый, олифа” – то есть четвёртый базовый оттенок защитной окраски на основе олифы (масляной краски).
Состав краски 4БО был строго регламентирован. В оригинальной рецептуре использовались всего три пигмента: зелёная окись хрома, охра Журавская и крон оранжевый.
В годы войны учёные искали замену импортным пигментам. В 1942 году разработали оранжевый пигмент из отходов свинца, синий — из берлинской лазури, а асфальтиты из Коми использовали для тёмных красок и лаков. Благодаря этому удалось наладить производство основных цветов внутри страны.
Никакие замены пигментов не допускались, иначе нарушался главный принцип – недешифруемость цвета. Дело в том, что оттенок 4БО был выверен таким образом, чтобы на чёрно-белых фотоснимках с воздуха техника сливалась с фоном и не выделялась по яркости. Любое отклонение в составе могло сделать танк более заметным для фоторазведки. Поэтому контроль качества этой краски был очень жёстким даже в военное время.
Однако, дефицит окрасочных материалов все же заставлял искать компромиссы.
К чему приводит дефицит?
Недостаток материалов прямо сказался на окраске танков, машин и орудий. Заводы-изготовители были вынуждены упростить стандартную технологию. Так, технику зачастую красили без грунтовки – двумя слоями защитной эмали 4БО, потому что сама 4БО имела антикоррозийные свойства. Кроме того - это сильно сокращало время сушки.
В конце концов пришли к тому, что нижний слой мог быть любого оттенка зелёного, и только верхний - по стандартам.
Несмотря на то, что по технологии были разработаны также камуфляжные пятна - в итоге от них отказались. Многоцветный камуфляж с заводов фактически исчез в 1942–43 гг., кроме отдельных частей (например, гвардейские части иногда сами наносили камуфляж).
Зимой камуфляж делали очень простым и обратимым – побелка поверх зелёной базы. От полноценной зимней перекраски эмалями отказались, поскольку весной эмаль сложно счищать и она расходует цинковые белила. Вместо этого приняли способ: монотонная побелка или “зебра” из полос мелом.
В Красноярске и Омске, где собирали американские «Стюарты» и «Шерманы» по ленд-лизу, их перекрашивали в советский цвет экономично – иногда оставляли родной оливковый американский как есть, просто добавляя опознавательные знаки, чтобы лишний раз не тратить краску.
Чтобы не казалось, что дефицит был проблемой только для нашей страны - приведем примеры Германии и США.
Самый известный пример – отказ от камуфляжа самолётов в 1944 году. В конце 1943-го ВВС США решили перестать красить большинство боевых самолётов камуфляжной краской, оставляя их в естественном металле. Японцы, к слову, в 1944 году поступили также.
К концу войны у Германии ощущалась острая нехватка красок. С осени 1944 года немецкие танковые заводы по приказу перешли на использование грунтовки как основного цвета – из-за нехватки пигментов камуфляж наносили прямо по красно-коричневому грунту. Официально по директиве от 31.10.1944 бронетехнику стали отправлять на фронт в грунтовом красно-рыжем цвете, а камуфляжные зеленые и коричневые пятна наносились уже минимально «по месту».
Более того, камуфляжные краски немцам поставлялись в виде пасты, которую следовало разводить бензином, водой или даже «водкой» – что найдётся.
Заключение
К концу войны дефицит краски испытывали все страны — и СССР, и Германия, и США. Инженеры, маляры и даже сами солдаты старались экономить каждую каплю и грамм пигмента, чтобы фронт получил технику вовремя, а её окраска была эффективной и быстрой.
Сегодня мы тоже стараемся экономить каждую каплю краски. Правда, причины уже другие: теперь мы бережём средства предприятий и заботимся об экологии.
Компания SPK GROUP разрабатывает автоматические линии и зоны открытой окраски, которые сокращают расход лакокрасочных материалов на 20–30%, ускоряют производственный цикл и снижают вредные выбросы.
Если вам интересно, как это выглядит в современной промышленности — загляните на наш YouTube-канал или в VK:
Там мы подробно и без лишних слов показываем, как работают наши решения и почему экономия сегодня так же важна, как 80 лет назад.