Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Осторожно, «оцифровка стажа»: как мошенники крадут данные под видом экс-начальников

Мошенники придумали новую схему обмана россиян. Они выдают себя за бывших руководителей, просят граждан «оцифровать данные», чтобы сохранить трудовой стаж и увеличить пенсионные выплаты. Полученные сведения используют для получения доступа к «Госуслугам». Александр Куманев Мошенники воспользовались неосведомленностью россиян, которые считают схемы начисления выплат сложными и запутанными. Обращения бывших руководителей с просьбой предоставить конфиденциальную информацию для сохранения стажа и увеличения выплат не вызывает у них подозрений. При этом вопрос пенсионных накоплений и трудового стажа граждане считают важным. Руководитель группы защиты бренда Angara SOC Мария Михайлова в беседе с «Известиями» отметила, что наиболее уязвимой категорией стали люди предпенсионного возраста, которые не разбираются в цифровых сервисах и схемах начисления выплат, но беспокоящихся о сохранении стажа. Ведущий аналитик департамента защиты от цифровых рисков (Digital Risk Protection) компании F6 Евгени

Мошенники придумали новую схему обмана россиян. Они выдают себя за бывших руководителей, просят граждан «оцифровать данные», чтобы сохранить трудовой стаж и увеличить пенсионные выплаты. Полученные сведения используют для получения доступа к «Госуслугам».

Фишинг и дипфейки: как аферисты обманывают россиян, обещая сохранить стаж и увеличить пенсию. Источник: 1MI
Фишинг и дипфейки: как аферисты обманывают россиян, обещая сохранить стаж и увеличить пенсию. Источник: 1MI

Александр Куманев

Мошенники воспользовались неосведомленностью россиян, которые считают схемы начисления выплат сложными и запутанными. Обращения бывших руководителей с просьбой предоставить конфиденциальную информацию для сохранения стажа и увеличения выплат не вызывает у них подозрений. При этом вопрос пенсионных накоплений и трудового стажа граждане считают важным.

Руководитель группы защиты бренда Angara SOC Мария Михайлова в беседе с «Известиями» отметила, что наиболее уязвимой категорией стали люди предпенсионного возраста, которые не разбираются в цифровых сервисах и схемах начисления выплат, но беспокоящихся о сохранении стажа. Ведущий аналитик департамента защиты от цифровых рисков (Digital Risk Protection) компании F6 Евгений Егоров отметил, что злоумышленники нацелились и на жителей новых регионов, где действует особый порядок подтверждения трудового стажа.

Чтобы втереться в доверие, мошенники используют современные технологии, нейросети и социальную инженерию. Они создают дипфейки, используют ИИ для генерации голоса. Чаще всего они просят заполнить форму на фишинговом сайте или просят загрузить программы, которые являются вирусами. Связываться с потенциальными жертвами аферисты могут через обзвоны или сообщения в мессенджерах.

«Злоумышленники эксплуатируют недостаточную информированность о цифровизации сервисов и готовность соглашаться на просьбы „обновить“, „оцифровать“ или „сохранить“ свои данные», — объяснил Егоров.

Замдиректора Центра научно-технологической политики МГУ имени Ломоносова Тимофей Воронин отметил, что различные схемы обмана россиян с пенсионным стажем для мошенников — проверенный способ. Например, раньше они сообщали о записи в СФР для доначисления стажа и просили продиктовать сотруднику код из СМС, но так собеседники озвучивали код для восстановления доступа к аккаунту на «Госуслугах».

Ресурсы злоумышленников могут существовать годами, публикуя официальную информацию. Компания F6 отметила, что у некоторых фейковых каналов могут быть десятки и даже сотни тысяч подписчиков — в одном из случаев фейковый тг-канал о новых выплатах к 9 мая имел 280 тыс. подписчиков.

Фейковый тг-канал о выплатах на 9 мая с 280 тыс. подписчиков. Фото: F6
Фейковый тг-канал о выплатах на 9 мая с 280 тыс. подписчиков. Фото: F6

Как не стать жертвой «бывших руководителей»

Превентивным средством защиты от мошенников эксперты считают цифровую гигиену и постоянное повышение осведомленности о действиях аферистов. Для каждого аккаунта в сервисах и приложениях нужно использовать сложные и уникальные пароли, включить двухфакторную аутентификацию.

Нельзя никому диктовать коды из СМС или push-уведомлений. Если звонящий или пишущий человек представляется сотрудником государственных органов, то лучше посетить соответствующее учреждение и узнать, действительно ли есть вопросы, которые нужно уладить. Можно также позвонить по официальному номеру организации — найти его можно в Интернете.

Не стоит устанавливать приложения из неизвестных источников, заполнять формы, переходя по ссылкам в сообщениях. Официальные структуры не связываются с гражданами через мессенджеры.

Мошенники могут получить доступ к некоторой конфиденциальной информации и называть ее, чтобы втереться в доверие. На диалог с аферистами указывает использование системы негативной мотивации, когда пользователю говорят о штрафах, потере денег, уголовной ответственности за действия, которые он не совершал. Чтобы у жертвы не было времени опомниться, злоумышленники постоянно торопят ее, пытаются удержать на связи. Они требуют, чтобы собеседник никому не рассказывал о разговоре.

Напомним, что мошенники постоянно придумывают новые схемы и совершенствуют имеющиеся, поэтому невозможно составить универсальный план действий. Внимательность, бдительность и осведомленность — главные средства защиты от злоумышленников.

---