К моменту начала Великой Отечественной войны за его плечами были годы бурной жизни. Отвоевав в армиях нескольких стран и республик, Семён Захарович Блюменштейн решил всё же примкнуть к большевикам. Перед этим организовав себе новые документы на фамилию «Барановский». Некоторое время прослужил в органах ГУБ ЧК Западной Украины. Затем из-за конфликта с руководством, не одобряющим его жестокие методы работы, перешёл в уголовный розыск. Успел побывать в Западно-Таймырской экспедиции по поиску возможных мест строительства северных аэродромов для военной авиации.
Затем были управления НКВД в Грузинской и Таджикской ССР. В середине 30 годов Барановского уволили из органов. Была вскрыта информация о том, что он служил в Галицийской армии Украины. Значительную роль сыграли жалобы на его воровство, использование конспиративных квартир для встреч с дамами лёгкого поведения, избиения заключённых и многое другое. Также он попал в тюрьму и по статье «Мошенничество».
С началом войны бывший оперативник был выпущен и изъявил желание отправиться на агентурную работу в тыл немцев. Решение ещё не было принято, но он остался на своём месте работы зав. Автопарком Мезенского сахарного завода и с приходом немцев.
Окружающие сослуживцы не знали о его еврейских корнях, поэтому благодаря владению венгерским языком Барановскому удалось выдать себя за мадьярского гусара Вильгельма Эстергази из Братиславы. В другом месте он стал «советским генералом, пострадавшим от репрессий. Знающего немецкий язык Семёна Захаровича пригласили работать переводчиком при комендатуре. Затем он начал присутствовать на допросах советских активистов Сумской области, пойманных партизан и просто заподозренных в антигерманской деятельности.
Потом был назначен начальником Краснопольской районной полиции. Это была уже его пятая смена власти, которой служил. Под началом Барановского служило 180 человек. Они добивались покорности населения любыми способами, «наказывали» непокорных и составляли донесения для СД, В большинстве карательных акций Семён Захарович участвовал лично, сотрудничал и с разведкой немцев.
Когда в начале 1943 года Красная Армия стала приближаться к Краснопольскому району Сумской области, он решил «подстраховаться» – создал из полицаев, тоже ищущих пути к выживанию, так называемый «партизанский отряд». Разумеется, никакой деятельности против немцев они не вели. Успели только пройтись по деревням, где расстреливали якобы пособников немцев. На самом деле – заметали следы своих деяний уничтожением свидетелей. Перед командирами частей регулярной армии они предстали «народными мстителями».
Только к этому времени странный партизанский отряд численностью до 400 человек, сидевший в тылах «тише воды, ниже травы» попал в поле зрения чекистов. Особый отдел Воронежского фронта имел сведения о том, что отряд является лжепартизанским и создан по заданию немецкой разведки Семёном Захаровичем Барановским. «Товарищ» этот был родом с Западной Украины и служил при немцах начальником полиции Краснопольского района. Об этом заместитель народного комиссара внутренних дел УССР Савченко сообщил чекистам в особый отдел 40 армии.
4 марта 1943 года Барановский и его «партизаны» были арестованы. Но он стоял на своём – действовал по заданию НКВД. Поскольку провести глубокую проверку не было возможности, просто подняли его дело. Оказалось – человек в 30-е годы служил в милиции, а до этого – в ЧК. Предателю поверили. Более того, поддались на его рьяное стремление – снова действовать в тылу врага.
Была сформирована новая группа от НКГБ УССР «Заднестровцы». Барановский получил оперативный псевдоним «Корецкий». 13 человек в декабре 1943 года были заброшены за линию фронта, в Польшу, с задачей ликвидации высокопоставленных лиц из оккупантов.
Но Барановский рисковать не собирался. Умышленно уклонялся от выполнения заданий НКГБ, рассказывал о нём другим отрядам, отправлял отчёты о несуществующих боевых действиях. При этом численность отряда довёл до четырёхсот человек. Только вот принимал к себе не патриотов, а всех, кто бежал в леса от наступающей Красной Армии. Чекистам пытался представить это, как создание войск НКГБ в тылу врага.
15 августа 1944 года Барановский был снова арестован. Оказалось, что его разгульный образ жизни, рукоприкладство, мародёрство и наплевательское отношение к больным и раненым стало известно давно. Просто нужно было ещё добраться до этих «анархистов». Но главным обвинением Блюменштейну/Барановскому стала измена Родине. Всплыло также его активное участие в карательных операциях в Сумской области. Не забывал он и грабить тех, с кем позднее расправлялся.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
По совокупности совершённых преступлений 18 июля 1945 года Семёна Захаровича Блюменштейна-Барановского приговорили к высшей мере наказания. Приговор был приведён в исполнение. Даже после возникновения отдельного государства Украины прокуратура признала бывшего карателя не подлежащим реабилитации.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.