Найти в Дзене

«Жертвоприношение» Тарковского - это почти чеховская пьеса

Оглавление

Поклонникам кино Андрея Тарковского, а также спектаклей режиссера Галины Зальцман – рекомендую.

В Петербурге можно посмотреть спектакль «Жертвоприношение» по сценарию Андрея Тарковского. В театре это первая постановка.

«Жертвоприношение». Фото: Владимир Постнов
«Жертвоприношение». Фото: Владимир Постнов

Спектакль поставила режиссер Галина Зальцман – в Театре на Васильевском. И он стал большим событием в Петербурге – о нем говорят, на него пошли поклонники Тарковского, киноманы, для которых поход в театр – вообще уникальное происшествие.

Тарковский – на все времена

В зале много молодежи. Хотя мы и ворчим, что «они ничего не читают, не образованные», но в кинотеатрах во время ретроспективных показов фильмов Тарковского – свидетельствую! - столпотворение именно молодых, юных зрителей. Но и поклонников со стажем творчества этого режиссера, тех, «кому за 60», конечно, немало – как в кинозалах, так и на этом спектакле.

Тарковский – на все времена. Актуальный, вечный. Классик, гений.

Как сообщал релиз, «режиссер Галина Зальцман с командой продолжает исследовать территорию театра абсурда («Розенкранц и Гильденстерн мертвы»), и этот театр будет притворяться психологическим. Точно так же, как жизнь притворяется реальностью, но на самом деле — самый настоящий абсурд. Одноименный фильм Тарковского является для нас отправной точкой, и мы пытаемся рассказывать эту историю спустя почти 40 лет, когда многое для нас стало совсем иным».

«Жертвоприношение». Фото: Владимир Постнов
«Жертвоприношение». Фото: Владимир Постнов
Восхитительная сценография главного художника театра Семена Пастуха. Войдя в зал, зрители сразу тянутся к мобильникам - сделать фото, запечатлеть красивую декорацию.

История обыкновенной семьи

Сюжет не изменился. Имена героев – прежние, как в фильме. А время и место действия не уточняются. И не перенесены в сегодняшнюю Россию.

История одной самой обыкновенной семьи, оказавшейся на краю катастрофы. Что сделать, чтобы избежать войны? Кто может остановить неизбежное? Чем пожертвовать, чтобы спасти весь мир?

Очень созвучно спектаклю «Жертвоприношение» каждое слово популярной песни «Этот мир придуман не нами» в исполнении Пугачевой из 1990-х:

Один лишь способ есть нам справиться с судьбой,
Один есть только путь в мелькании дней.
Пусть тучи разогнать нам трудно над землей,
Но можем мы любить друг друга сильней.

Как призналась режиссер, выбор произведения для постановки был продиктован последними событиями в мире, которые мы переживаем сейчас. Атмосфера накаленная… «Мне кажется, это главный фильм о великой просьбе человека. Что мы можем исправить? Один человек против всего мира, хотя, на самом деле, его частная, личная просьба касается каждого».

О том, как шла работа над спектаклем

- На удивительный, смелый шаг вы, Галина, решились! Культовый фильм Тарковского знают и любят, он стал событием в мире кино. И вдруг спектакль…С какой инсценировкой вы работали?

Галина Зальцман: Это подстрочник фильма, который Тарковский записывал, когда снимал кино. Его можно найти в интернете. Но мы с ним серьезно поработали, что-то сократили, добавили новые тексты, перемонтировали порядок сцен. Коррекция нужна была, потому что у театра свои законы, приемы, отличные от кино. Хотя сценарий этого фильма очень подходит для театральной сцены, это почти чеховская пьеса. Или ибсеновская. Или притворяется ею.

- Действия на сцене сопровождает интересное видео. Специально выезжали с актерами на природу?

Галина Зальцман: То, что происходит на экране - это взгляд Малыша (то ли это сын героя, то ли маленький Александр…), это отдельный сюжет. Недалеко от Питера мы нашли отличную локацию под названием «Клен и дуб». В поле – два сросшихся дерева. Нам очень повезло. У нас был всего один съемочный день, надо было все успеть за этот день, и погода поменялась шесть раз! Мы ухватили весь ее спектр: солнце, ветер, дождь, облака - разные, а потом - сумерки, ночь… Всё поймали. Тарковский, видимо, благоволил нам. Мы, во всяком случае, хотели бы в это верить.

- На экране нет ни одного кадра из фильма «Жертвоприношение». Но из уст героя на сцене однажды прозвучало: «так говорил Тарковский» (о музыке), что вызвало оживление в зале.

Галина Зальцман: Это шутка. Оммаж. Все знают, что спектакль сделан по сценарию Тарковского. Музыка Баха «Страсти по Матфею» звучит в фильме, и мы попытались поиронизировать - помахать Тарковскому из сегодняшнего дня, где Тарковский - это почти что Бах, а его слова о лучшем исполнении арии Петра Юлией Хамари - неоспоримая истина. Но это ирония. И не над Тарковским, а над нами самими, смотрящими, но не видящими, циничными и ироничными. То есть это даже ирония над иронией.

«Жертвоприношение». Фото: Владимир Постнов
«Жертвоприношение». Фото: Владимир Постнов

«Мой Александр - человек на распутье веры и неверия»

В главной роли (Александр, журналист, писатель) - заслуженный артист России Артем Цыпин. Во время празднования его дня рождения за столом - с семьей, друзьями - по телевизору объявляют о начале атомной войны… Как избежать конца света? Что нужно сделать, чем пожертвовать, чтобы спасти весь мир?

- Снова вы играете главную роль в спектакле Галины Зальцман. Большая удача, когда у актера появляется «свой» режиссер, а у режиссера – любимый артист.

Артем Цыпин: Эта новая встреча с Галей – большая радость для меня. Я ждал этого приглашения после нашего общего спектакля по Тому Стоппарду. Мне кажется, мы еще на нем нашли взаимопонимание и общий язык. К тому же, «Жертвоприношение» в какой-то мере родственник нашего «Розенкранца и Гильденстерна…». Это продолжение исследования природы человека средствами театра абсурда. Хотя материал для размышлений взят, конечно, разный, но режиссерские инструменты, способ работы – очень похожи. Только «Розенкранц» для меня в большей степени интеллектуальный спектакль, этакие «игры разума», а «Жертвоприношение» - более чувственный, сердечный…

Этот культовый, всеми признанный фильм Андрея Тарковского 1986 года, медленный и тягучий, сделан по законам кино и своего времени. А Галина Зальцман разъяла его на части и собрала более плотно и динамично, уже по законам театра и наших дней. Сделав его очень современным!

- При этом действие не перенесено в наши дни.

Артем Цыпин: В нашем спектакле нет привязки ко времени и месту. Это может быть и Швеция, и Россия. Это такая, скажем, почти чеховская семья (она и у Тарковского – чеховская), из тех немногих, кто и в трудные прагматичные времена пытается сохранить свои идеалы. Только Тарковский, на мой взгляд, очень серьезно относится к этой семье и к их идеалам, а наш спектакль – с иронией. Сейчас люди с возвышенными взглядами вызывают грустную улыбку. Идеалы прекрасны, если им соответствовать. Но мы не всегда соответствуем тем словам, которые провозглашаем. Увы… Чеховская тема.

- Трудная у вас роль. Что думаете о своем персонаже? Оправдываете его?

Артем Цыпин: Мой Александр - человек на распутье веры и неверия, это его главная тема. И в этом мы, как мне кажется, близки с Тарковским. Александру мешает уверовать его многознание. Университетский профессор, до этого – знаменитый актер, сыгравший тысячи ролей, примеривший тысячи жизней, прочитавший тысячи книг…Ему кажется, что вера в Бога – это для простых людей. Он все знает о религии, обрядах, ритуалах, но именно этот интеллектуальный багаж не позволяет ему найти Господа в сердце своем.

Из-за такой внутренней дисгармонии и в семье у Александра тоже разлад – непонимание с женой, равнодушие к детям, презрение к другу. Это ежедневный ад его жизни, из которого невозможно вырваться, и в котором спасает только его циничный ум. В каком-то смысле, всемирная катастрофа была бы для Александра даже избавлением от всей этой суеты.

Но когда катастрофа действительно случается, этот циник готов принести любую жертву ради спасения близких. Когда мир летит в тартарары, с просьбой о помощи он обращается именно к Богу. Услышал ли Господь его молитву, пусть решит взыскательный зритель.

«Жертвоприношение». Фото: Владимир Постнов
«Жертвоприношение». Фото: Владимир Постнов

«Фильмы Тарковского меня гипнотизируют»

Актеру Роману Зайдуллину досталась роль Отто. Друг главного героя Александра, почтальон. Прежде преподавал историю в гимназии. Теперь коллекционер необычных историй. Это он дает необычный рецепт Александру: чтобы спасти мир, тому надо переспать со служанкой Марией (она, мол, ведьма).

- Вы поклонник творчества Тарковского?

Роман Зайдуллин: Не могу однозначно ответить на этот вопрос. Но что совершенно точно: когда вижу на экране его фильмы, они меня гипнотизируют, я полностью туда попадаю и смотрю как завороженный. Мне близки не все средства, которые использует этот режиссер в своих фильмах, но я эмоционально реагирую на происходящее, это совершенно точно сильные впечатления.

Досье режиссера

«Жертвоприношение» - четвертая постановка Галины Зальцман в Театре на Васильевском. Спектакль «Семью восемь» вошел в лонг-лист премии «Золотая маска» – 2022; «Земля Эльзы» - народные артисты России Наталья Кутасова и Сергей Паршин стали лауреатами Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший актерский ансамбль в драматическом театре». Спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» – лауреат премии «Золотой софит» 2023 года в номинации «Лучший актерский дуэт» (Артем Цыпин и Михаил Николаев).

В репертуаре Санкт-Петербургского ТЮЗа им. Брянцева - спектакль «Первая любовь» в постановке Зальцман, в основе которого повесть Тургенева, премьера 2024.

Читайте также:

Три невесты для пенсионера-вдовца: отличная лирическая комедия