Найти в Дзене

Три невесты для пенсионера-вдовца: отличная лирическая комедия «Ретро»

Оглавление

На Малой сцене Театра имени Ленсовета идет лирическая комедия «Ретро» по одноименной пьесе Александра Галина. Режиссер - Юрий Цуркану.

Фото: Юлия Смелкина
Фото: Юлия Смелкина

Эту популярную мелодраматическую историю, написанную в советское время, театры - столичные и провинциальные - любят ставить и спустя 45 лет после ее появления. Тут и конфликт отцов и детей, разговоры об одиночестве, надежде на избавление от него. Как, где найти родственную душу? «Страшно умереть в одиночестве», - признаются героини. Тут и прекрасные роли для актеров старшего поколения, ветеранов труппы. Их играют, как правило, народные и заслуженные…

Смотрины для тестя

В московской квартире зять устраивает тестю, пенсионеру-вдовцу, приехавшему из деревни, смотрины невест. В один вечер в дом приходят аж трое! Такие же пожилые, одинокие.

Фото: Юлия Смелкина
Фото: Юлия Смелкина

Роза Александровна (Лариса Луппиан) – из мира театра. Бывшая артистка (балерина). Как с другой планеты. У нее и фамилия прямо театральная – Песочинская! Эксцентричная, смешная, трогательная, не приспособленная к жизни, быту, не от мира сего. Нелепо одетая: в гости к обычным людям пришла в театральном платье, головном уборе с перьями, белых перчатках (заслуга художника Ники Велегжаниновой).

Нина Ивановна (Ирина Ракшина) - работала медсестрой в психиатрической больнице. На смотрины принесет домашние пирожки и спирт. Как известно, путь к сердцу мужчины лежит через его желудок.

Диана Владимировна (Светлана Письмиченко) - ночная вахтерша, тоже на пенсии, но продолжает работать, чтобы помочь сыну, внукам. Сын и невестка – филологи, не умеют зарабатывать, не то воспитание получили…

Николай Михайлович (Александр Сулимов) – пенсионер из курской деревни, кровельщик. В Москву к дочери приехал не по доброй воле – овдовел, и дочка решила забрать его, одинокого, к себе поближе. Но не может он сидеть в квартире один, без дела, день-деньской. Вот и разговаривает с птицами, прилетающими на подоконник. Хочет вернуться к себе домой. Однако зять, с которым он не в ладах, решил женить его…

Это «отцы», а дети – Людмила, дочь Николая Михайловича (Марианна Коробейникова) и Леонид, зять (Олег Сенченко).

Фото: Юлия Смелкина
Фото: Юлия Смелкина

Кто из женщин найдет свое счастье? Выберет ли кого-то Николай Михайлович? Как говорится, поживем – увидим.

Юрий Цуркану: «В театре самое главное - артисты на сцене»

- Почему вдруг «Ретро», хотя в питерских театрах идет эта пьеса?

- Я предложил эту пьесу театру года три назад. Но сначала возникла счастливая необходимость поставить пьесу Островского «Бешеные деньги». А затем, собственно, пришло время «Ретро». Что зацепило в пьесе? Тема - разобщенности близких, которая не меняется из поколения в поколение, в любимом для меня жанре трагикомедии, построенном на интриге внезапного сватовства пожилого героя сразу к трем пожившим «невестам», заботливо предоставленным молодыми в надежде удержать его в Москве.

Но, на мой взгляд, более любопытна здесь все-таки тема прощения. У автора, если вы помните, Николай Михайлович уходит в финале практически непримирившимся, в неразрешимом конфликте с дочерью. Мне показалось это не совсем верным, именно в связи с тем, что человек, испытавший такое счастье и такое, если хотите, взаимное движение сердец, в процессе выбора обречен быть милосерднее.

Фото: Юлия Смелкина
Фото: Юлия Смелкина

Поэтому мы позволили себе все-таки разрешить эту пьесу примирением отца и дочери. Тем более, если вы обратили внимание, там так много отдано их конфликту в самом начале, что это примирение стало закономерно неожиданным.

«Одно желание – быть честным»

- Такой замечательный, пронзительный в конце спектакля монолог главного героя! А какому зрителю вы адресуете спектакль - старшему поколению?

- Ну, вообще-то об этом вредно думать. Молодой человек может быть интересен пожилому, и пожилой человек может быть интересен молодому. Моя задача - быть искренним в понимании авторского замысла и выразить это в соучастии с артистами- соавторами спектакля. Невозможно предвидеть, каким получится спектакль, его можно только «надышать», сочинить - вместе с артистами, в этом времени, в этом пространстве.

Нет у меня такой задачи - выбирать объект для послания. Есть одно желание - быть честным... Как и у артистов.

- Я наблюдала, как публика реагирует. Очень хорошо принимают спектакль - смех, аплодисменты. Были в зале и совсем молодые ребята, они так же, как и зрители старшего поколения, откликались на происходящее на сцене.

- По большому счету, в театре самое главное - артисты на сцене. И неважно, какое поколение смотрит. Даже если бы смотрели дети, уверен, они открывали бы эту радость общения с большими мастерами. Знаете, что рождает энергию в театре? Внимание!

- Вы сразу решили ставить «Ретро» на малой сцене, не на большой?

- Думаю, сегодня этот спектакль может идти и на большой сцене. Открою небольшой секрет - смысл сделанного рождается в зрительном зале. Про что история - формируется в живом восприятии.

Фото: Юлия Смелкина
Фото: Юлия Смелкина

«Пришло время выйти на сцену»

Что рассказала Лариса Луппиан, народная артистка России, худрук театра:

- С Юрием Михайловичем очень приятно работать. Он так помогает артистам! Если мы предлагаем что-то свое, хоть немножечко, он это развивает своей режиссурой и делает более выразительным.

Я уже пять лет ничего нового не играла. Вероятно, пришло время выйти на сцену… Конечно, эта роль мне очень подходит, и я с удовольствием приняла приглашение участвовать в этом спектакле.

Вообще я характерные роли играла часто, и люблю такие роли, мне нравится «изобретать» новых людей. Поэтому не могу сказать, что она для меня необычная. Она просто очень здорово написана. Конечно, ее можно по-разному сыграть, и я видела два спектакля - в МХТ и в Малом театре, оба очень хорошие. Каждая артистка играет эту роль по-своему. То же самое и я, наверное, исходя из своего психотипа.

Театр Ленсовета. Фото: Юлия Смелкина
Театр Ленсовета. Фото: Юлия Смелкина

Кстати

В репертуаре Театра имени Ленсовета четыре спектакля Юрия Цуркану: «Земля Эльзы», «Валентин и Валентина», «Бешеные деньги», «Ретро».

Читайте также:

Повесть Вадима Шефнера «Сестра печали» стала спектаклем