Произведение Леонардо да Винчи «Мона Лиза» поражает не только тем, кто запечатлён на полотне и какой смысл кроется в таинственной улыбке девушки, но и тем, что находится позади мадонны. Вероятно, художник стремился акцентировать внимание не столько на девушке, которая не выделяется яркой внешностью и выглядит почти как тёмное пятно, лишь загадочно улыбаясь, сколько на задний план, где изображено некое пространство.
Что мы видим на картине?
В центре композиции находится фигура девушки, облачённой в тёмные одеяния. Её волосы, насколько я могу судить, скрыты под едва различимым тёмным полупрозрачным покровом. Это позволяет предположить, что она принадлежит к религиозной общине. На её лице нет ни следа макияжа, поэтому оно кажется невыразительным. Однако за этой простотой скрываются глубокие чувства и эмоции.
Правая рука Моны Лизы лежит поверх левой, что означает верность и благочестие. Вот, пожалуй, и всё, что можно сказать о портрете. Загадочность личности этой девушки я уже опубликовала в предыдущей статье:
Но помимо фигуры девушки на портрете имеется пейзаж. Я думаю, что художник изобразил его неспроста. Наверняка гений Леонардо хотел нам что-то договорить, но не словами, а тем, что имеется на картине. Таинственная девушка с загадочной улыбкой явно что-то скрывает позади себя.
А позади неё есть и горы, и река, и холмы, и даже мост. Что же это за место такое. Оказывается, это место известно. Мост, изображённый справа от девушки, дал подсказку.
Мост с картины Леонардо да Винчи
Итальянский искусствовед Сильвано Винчети провел новое исследование «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. Тщательно проанализировав визуальные данные, он обнаружил на заднем плане картины мост. Этот мост, как выяснилось, — мост Ромито в Латерине, Италия. Открытие помогает лучше понять иконографию и исторический контекст произведения. Оно также подчеркивает мастерство Леонардо в использовании символов для создания многослойного художественного высказывания.
Исследователь провел виртуальную реконструкцию моста на основе архивных документов Государственного архивного управления Флоренции. Это позволило установить, что мост идентичен инженерному сооружению, изображенному Леонардо да Винчи на его знаменитой картине.
Винчети отмечает, что морфологические характеристики реки Арно в этом регионе соответствуют тем, что Леонардо изобразил на картине за спиной женской фигуры. Это заключение основано на детальном сравнительном анализе гидрографических и топографических данных местности.
Винчети нашел в архивах документы, подтверждающие, что Леонардо да Винчи часто бывал в Фьезоле. Эти бумаги указывают на визиты великого мастера к его дяде, который был священнослужителем в местной церкви. Открытие проливает свет на неизвестные страницы жизни Леонардо и помогает лучше понять его социальные и культурные связи в период становления как художника и учёного.
Сейчас мост Ромито находится в полуразрушенном состоянии, что вызывает печальные чувства. Однако местные власти Латерины уверены, что восстановление этого исторического объекта не только сохранит культурное наследие, но и привлечет множество туристов из разных стран. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии туристической индустрии города.
Куда ведёт старинный мост?
Мост — это дорога через реку или водоём, который обязательно куда-то должен вести. Если уж рассматривать картину с точки зрения некой карты, на которой художник изобразил какую-то тайну, а картина сама за себя говорит о тайне, то ключ этой тайны лежит как раз там, куда ведёт этот мост. Мы должны мысленно его перейти и окажемся в нужном месте. На картине мост практически упирается в какую-то возвышенность...
Будем доверять исследователю Сильвано Винчети и определимся, что этот мост и есть тот самый полуразрушенный старинный мост Ромито в Латерине.
Мост Ромито ди Латерина — это уникальный памятник этрусско-римской архитектуры. Он расположен в Латерине, провинции Ареццо, Италия. Мост ранее состоял из четырёх арок и был построен между двух утёсов над рекой Арно. Он служил важной частью транспортной сети, соединявшей Ареццо, Фьезоле и Флоренцию.
Исторические исследования показывают, что мост Ромито ди Латерина был важной частью объездной дороги античного периода. Документы семьи Медичи подтверждают, что мост активно использовался с 1501 по 1503 годы, когда Леонардо да Винчи писал картину, на которой и изображён этот объект. Это свидетельствует о его значимости для региональной транспортной системы того времени.
Вот так сегодня выглядит эта местность (спутниковый снимок):
Но теперь нам нужно разобраться, с какой стороны смотреть на мост.
На картине, позади девушки, мы видим большой водоём. Он есть и в реальности поблизости:
И называется озеро Invaso de la Penna
Значит, картина-карта ориентирована непривычно для нас, меня и моих современников: юг сверху. Но во времена Средневековья так нередко ориентировали карты. Тогда на мост нужно смотреть с другой стороны. Хорошо, есть такая возможность в программе «Гугл».
Теперь мы с вами находимся как бы перед картиной. Мост у нас справа, а озеро в верхней части.
Между этими двумя пунктами и сидит Мона Лиза. И что-то мне подсказывает, что её сердце как раз должно находиться там, где мы должны искать. На картине это место чуть ниже и левее моста:
Я нашла даже очень чёткое изображение моста, где отлично видно, что мост четырёхарочный:
Другие предполагаемые мосты имеют больше 4-х арок. Поэтому они не могут претендовать на известность, о которой мы сейчас беседуем.
На карте приблизительно в этом месте находится населённый пункт с названием «Казанова». Помимо моста и пункта с интересным названием, я приметила ещё и церковь, а также холм.
Казанова — это символ мужчины, искусно соблазняющего женщин. Его образ стал основой для множества литературных и исторических рассказов о любовных похождениях. Термин «Казанова» обычно связывают с Джакомо Казановой, итальянским авантюристом XVIII века. Он путешествовал, писал и оставил след в истории. Его жизнь вдохновила культурный феномен «казановщины». Не думаю, что Леонардо да Винчи имел в виду, что в сердце этой дамы лежит любовь к авантюристу. В те времена о нём ещё не знали, хотя, разумеется, авантюристы были уже и тогда.
И вот я думаю, что искать нужно либо в церкви, которая там есть, либо в этом холме.
Сильвано Винчети исследовал уникальный манускрипт Леонардо да Винчи, известный как «Кодекс Хаммера» или «Кодекс Лейстера», созданный в период с 1506 по 1510 годы. Этот документ, содержащий множество рисунков и записей, ценен для понимания художественных и научных интересов великого мастера эпохи Возрождения.
В «Кодексе Хаммера» Леонардо изобразил скалистый пейзаж в верхней части долины Арно. Исследователи считают, что этот вид мог вдохновить его на создание фона для левой части «Моны Лизы». Сравнение визуальных элементов подтверждает эту гипотезу.
Винчети также опирается на исторические свидетельства, что во время работы над «Моной Лизой» Леонардо часто бывал в Фьезоле с дядей-священником Амадори. Это подчеркивает важность культурного и социального контекста, в котором появилось одно из самых значимых произведений мировой живописи.
Церковь
На карте в населённом пункте Казанова (Италия) имеется церковь. Я нашла некоторую информацию о ней. Это довольно старая постройка.
На острове Мурано в Венеции возвышается церковь Сан-Пьетро-Мартире, посвященная святому Петру Веронскому, известному как Пётр Мученик. Этот храм, важный для культурного наследия, пережил множество веков и изменений.
Первая церковь была построена между 1348 и 1363 годами. Тогда же на острове появился монастырь доминиканцев. Первоначально храм освятили во имя святого Иоанна Крестителя. Но в 1474 году пожар полностью уничтожил здание.
После этого церковь восстановили и расширили. Это происходило как раз в ту пору, когда Леонардо да Винчи писал свою картину, которой мы сейчас интересуемся. В 1511 году церковь вновь открылась, но уже под новым посвящением — святому Петру Веронскому. Это изменение отражало религиозные и культурные изменения того времени.
В начале XIX века церковь закрыли, но в 1813 году она вновь заработала. Сегодня Сан-Пьетро-Мартире — одна из двух действующих приходских церквей на Мурано, важный религиозный и исторический объект.
Архитектура храма отражает его богатую историю. Фасад из кирпича разделен на три части, каждая со своей выразительностью. В центре — портал XVI века с большим круглым окном-розеткой, символизирующим небесное присутствие.
К левой части фасада пристроен портик с аркадами и колоннами в стиле ренессанс, что придает зданию элегантность. Слева от храма возвышается колокольня, построенная в 1498-1502 годах. Она выполняет как практическую, так и декоративную роль.
Интерьер церкви — базилика с тремя нефами, разделенными массивными колоннами. Каждый неф завершается апсидой, создавая ощущение гармонии.
Художественное наследие церкви впечатляет. Среди произведений — «Крещение Христа» Тинторетто, работы Джованни Беллини и запрестольный образ Барбариго. Эти шедевры не только украшают храм, но и являются свидетельствами его значимости в искусстве и религии.
Холм
Рядом с местечком Казановой, и совсем недалеко от моста, имеется холм. Вокруг холма есть растительность (лес), но сам холм лысый и плоский. Об этом холме в интернете нет информации. Холм не сильно уж большой, но такой городок, как Казанова, на нём вполне бы уместился. У меня есть такое чувство, что на этом холме ранее были постройки, а может быть и поселение.
Но меня, разумеется, больше интересует церковь, которую восстанавливали после пожара как раз во времена создания картины. Возможно, Леонардо что-то видел и знал. Но рассказал нам об этом посредством изображения с ландшафтом местности и таинственно улыбающейся Моны.
И всё-таки!
Сейчас я не могу точно определить, где скрыта загадка, закодированная в картине Леонардо да Винчи. Чтобы найти это место и доказать его важность, нужно провести комплексное исследование. Оно должно включать анализ исторических, художественных и символических аспектов картины. Однако я уверена, что такое исследование перспективно и поможет раскрыть скрытые элементы произведения.
«Мона Лиза» — объект научного интереса. Она обладает огромным потенциалом для интерпретации и анализа. Хотя некоторые считают её изображением «непривлекательной женщины», глубокий анализ позволяет увидеть её многогранность. Образ Моны Лизы — ключ к раскрытию тайн, заложенных в картине.
Таким образом, дальнейшие исследования по картине и карте «Моны Лизы» могут привести к новым открытиям и помочь лучше понять не только само произведение, но и культурно-исторический контекст его создания.
Италия — это удивительное место, где переплетаются история и современность. Здесь можно найти множество интересных объектов и людей, чьи следы остались в прошлом, настоящем и будущем. Но самое загадочное место в Италии — это Ватикан. Его форма напоминает замочную скважину, за которой, возможно, скрываются ответы на все вопросы.
У меня остались вопросы по картине, и я буду искать на них ответы. Если найду что-то интересное, обязательно напишу.
Буду рада вашим комментариям, лайкам, подписке на мой канал.
Вы можете поблагодарить автора, отправив донат:
Читайте на моём канале:
Всем Добра!