10 мая 2025 года для многих серпуховичей и жителей деревни Шатово стал знаменательным днём - в деревне Шатово прошла торжественная литургия в Архангельской церкви и освящение Братской могилы, где сложили свои головы в том числе московские ополченцы Первой Дивизии Народного Ополчения:
900 Серпуховичей были призваны во 2-ую Дивизию Сталинского района и погибли в Вяземском котле. А многие ополченцы Первой Дивизии Ленинского района г. Москвы (переименована в августе 1941 г. в 60-ую стрелковую дивизию) были убиты во время боёв на Малеевом поле и нашли последний покой именно здесь, в Шатове:
В конце октября части обороняются, выстроились в линию обороны длиной 15 км:
Бои начались 20 октября 1941 года. Бойцы 60 стрелковой Дивизии (после присвоено звание Краснознамённой Севско-Воршавской) сражались буквально за каждый клочок:
В Шатове был санпункт и в разное время три разных штаба, фашисты били прицельно с неба, небо не защищалось:
Разбомбили дом со связистами и штаб Первой Дивизии Народного Ополчения. Врачи Благовещенский, Ни, Потёмкина героически спасали раненых принесённых с Малеева поля. Всё, что написано в этих архивных документах происходило вокруг Шатова. Тела убитых бойцов и мирных жителей, складывали во рвы:
Больше чем месяц длились бои, наконец в конце декабря связь с Малеевым налажена:
Церковь Михаила Архангела построена в 1903 году по проекту архитектора Аппельрота, с конца 1990 годов функционирует. Силами жителей деревни и епархии церковь восстанавливается, проводятся выездные службы:
Торжество прошло с большим размахом, приехали местные СМИ - корреспонденты и телевидение. И уже опубликованы статьи в МК и региональных изданиях.
Александр Константинович Зудилин - внук комиссара, замполита 60 стрелковой дивизии (бывшая Первая ополченческая) Александра Георгиевича Орлова. Комиссар был смертельно ранен в Шатово 13 ноября 1941 года во время тяжёлых боёв на Малеевом поле.
До войны батальонный комиссар Александр Георгиевич Орлов преподавал в Горном институте. Тяжело раненного Орлова повезли в Серпухов, в госпиталь, но не довезли. Тело комиссара отправили в Москву и похоронили в столице с воинскими почестями.
Александр Зудилин в память о героическом деде работал в Подольском архиве и написал работу по тяжелейшим боям 60 СД на 156-ти страницах. Уже ранним утром Александр со своими детьми и внуками в Шатове, чтобы почтить память деда и всех павших на Серпуховской земле:
На митинге перед братской могилой Александр Константинович говорил о сохранении памяти и о том, что войны начинаются тогда, когда люди забывают прошедшую войну:
Конечно уже несколько лет как архивы выложены в сеть, но память о войне за годы безвременья сохраняли не очень бережно. Выросло целое поколение для которых ВОВ - просто праздничная дата. И сейчас активистами московских ополченцев вместе с активистами Серпухова, Шатова и Протвино проделывается большая работа - передвижные выставки, экскурсии по местам боёв, выступления перед школьниками.
Ирина Яковлевна Воложанцева - житель деревни Шатова.
Именно её инициатива пять лет назад привела к грандиозным результатам: восстанавливается храм, разбит Парк Памяти, установлены плиты, изучены списки ополченцев. На митинге говорили, что казалось такой масштаб работы никто не сможет осилить и тем более воплотить в жизнь. Но в итоге разбит Парк Памяти, а в храме проводятся службы и даже есть иконостас :
До того, как Ириная Яковлевна занялась изучением боёв, на могиле в Шатове было всего семь фамилий:
А теперь двести фамилий:
История каждого погибшего по возможности изучена. Жаль, что родственники не интересуются памятью своих героических предков, не ищут их и не связываются с инициативной группой ополченцев.
В Шатовской церкви шла литургия, а около Братской могилы был митинг.Все выступающие говорили о боях и о сохранении памяти:
Активисты Жуковского района говорили о том, что в Серпухове не осталось ни одного ветерана ВОВ. Зачитывались поздравительные письма и открытки отцов и дедов пятидесятилетней давности:
Говорилось о том, что в семьях надо сохранять все весточки, все письма от воевавших предков и оцифровывать их.
Два дня - и 9 и 10 мая - погода радовала и множество облаков проплывали над Шатовым, напоминая о душах солдат, которые полегли в Серпуховской земле, дул тёплый ветерок, чтобы все люди вышли на улицу, порадовались весне, возрождению природы и 80-летию Великой Победы:
После литургии прошло освящение Братской могилы:
Фото на память:
Надежда Владимировна Алексеева, директор музея завода "Металлист" думает над тем, кому передать работу и сайт. Сайт "Солдаты Победы РФ" очень информативный и обширный, настоящая летопись тех героических времён, истории серпуховичей и бойцов, воевавших за то, чтобы жизнь продолжалась:
Активисты Серпуховского завода приезжали в Шатово и на Юрятьевскую мельницу на экскурсию и раньше, приятно, когда люди интересуются памятью и чтят погибших:
Местные жители Шатова прочитали свои стихи. Местный житель Шатова рассказал, как 15-летним пацаном нашёл в лесу военный планшет и как плакал над ним. До сих пор земля Калужских и Серпуховских лесов пропитана кровью. Фото из группы православного клуба "Трилистник":
Шатовцы накрыли богатый стол. Ирина Яковлевна - потрясающая хозяйка, ас кулинарии, испекла 600 (!) пирожков:
Были танцы и песни, всё очень душевно. Пели День Победы, танцевали под Смуглянку, пели Три танкиста, и песни СВО:
Большая группа архивистов и библиотекарей из Протвино тоже приехала почтить память погибших:
А лично меня поразило пиво с местной пивоварни! Это что-то необыкновенное!
Разносила пиво тоже активист Шатова, занимающаяся памятью и архивами:
Все 207 фото с Великого Праздника в альбоме группы вк Первой Ленинской Дивизии Народного Ополчения.
Санитарный пункт - слова простые,
Помогали раненым бойцам.
Рубежи смертельно-огневые
Ополченцев - сына и отца.
Птицы-свастики над Шатовым парили -
Но в санпункте трудятся врачи...
Штаб связистов с неба разбомбили -
Комиссар навечно здесь молчит.
Всё смешалось в дыме от орудий,
Как в блокаде Шатово. И рвы
Все в телах. Вот это были люди!
Полегли на подступах Москвы.
Храм не рухнул. Нам немым укором -
И до неба не подать рукой -
Пядь земли отбита смертным боем,
Здесь молились всё за упокой.
Нет тут слёз, их просто не осталось -
Подними из кладки ты кирпич,
Это он - краеугольный камень,
Помнит, знает. Сердце не стучит
У камней - на то они и камни.
Жизнь безвременья - как серый сухостой.
Литургия в православном храме
Воинам, убитым под Москвой!