Найти в Дзене
Safety Parenting

Абьюз начинается не в наших взрослых отношениях. Он начинается в родительской семье.

Сегодня всё больше и чаще можно услышать отовсюду - он абьюзер, он нарцисс! Людей учат различать абьюз в партнере. Но часто, когда мы говорим об абьюзе, мы начинаем с конца. С момента, когда женщина уже в токсичных отношениях. Когда она не может уйти. Её самооценка окончательно разрушена. Когда она терпит, любит, надеется, оправдывает. Но была ли её самооценка хоть когда-то целостной и начало ли это её истории? Её история началась гораздо раньше. Это верхушка айсберга, но основа, когда зародилось её отношение к себе, к миру было гораздо раньше.  Там, где всё должно было быть самым безопасным местом, там где формируется основа нашей психики- родительская семья. Почему опять семья и при чем тут родители, скажут многие из вас? Объясняю дальше ⤵️ Где ребёнок впервые изучает и познаёт себя? Именно в семье ребёнок учится: И вот так мы учимся: не я важен — а кто-то надо мной. не мои желания — а желания других и то, как “надо”. не мои чувства — а удобство для других. И тогда формируе

Сегодня всё больше и чаще можно услышать отовсюду - он абьюзер, он нарцисс!

Людей учат различать абьюз в партнере.

Но часто, когда мы говорим об абьюзе,

мы начинаем с конца.

С момента, когда женщина уже в токсичных отношениях.

Когда она не может уйти.

Её самооценка окончательно разрушена.

Когда она терпит, любит, надеется, оправдывает. Но была ли её самооценка хоть когда-то целостной и начало ли это её истории?

Её история началась гораздо раньше.

Это верхушка айсберга, но основа, когда зародилось её отношение к себе, к миру было гораздо раньше. 

Там, где всё должно было быть самым безопасным местом, там где формируется основа нашей психики- родительская семья.

Почему опять семья и при чем тут родители, скажут многие из вас? Объясняю дальше ⤵️

Где ребёнок впервые изучает и познаёт себя?

Именно в семье ребёнок учится:

  • мои чувства — “слишком громкие”, “неудобные”, “неуместные”, небезопасные ;
  • меня “надо воспитывать”,а это значит я должен через напряжение и страх, но “держать себя в руках”, “прекратить себя так вести”;
  • любовь нужно заслужить — а значит мне надо быть послушным, красивым, удобным ;
  • мнение взрослых — истина, а своё “я” — лишнее, значит я изучаю, что другие думают обо мне, а не свои истинные таланты и возможности , данные мне природой, а значит они так и останутся не раскрытыми;
  • Моё «нет» не слышат и не уважают, я не имею права отказывать и не понимаю где мои границы, где чужие границы и вообще что это такое?
  • Что значимые взрослые, а значит и другие люди могут мной манипулировать через собственную власть деньгами, силу, пренебрежение, отвержение, стыд

И вот так мы учимся:

не я важен — а кто-то надо мной.

не мои желания — а желания других и то, как “надо”.

не мои чувства — а удобство для других.

И тогда формируется зависимость, напряжение, стресс и страх властных фигур и жизни.

И именно так возникает деление- властным над другими надо стать мне или кто-то другой получит власть надо мной!

Или мне надо завоевывать одобрение и пресмыкаться перед чужой властью, потому что я слабый, а мир небезопасный и мне надо выживать.

Вот где берет начало искаженного представления о мире наша психика.

И начало идёт от родителя, у которого есть власть любить или отвергнуть,

дать или не дать, наказать или пожалеть.

Именно так закладывается база для будущего: вечное чувство, что надо заслуживать любовь, и то самое внутреннее ощущение —

что «со мной что-то не так», и искажение что моя ценность зависит от того , что я делаю или не делаю для других и какими навыками я обладаю или нет.

Именно в родительской семье мы научились не жить, а выживать!

Не изучать и исследовать себя в мире, а защищаться, приспосабливаться , подстраиваться.

И вот пример, вырастает женщина.

Она могла расти в семье с эмоционально отстраненными родителями, которые не били её, вполне приличные трудоголики, которые пытались воспитать дочь умной и достойной представительницей своей семьи, критиковали - но во благо, считая что так мотивируют, редко хвалили, чтобы не избаловать, не проявляли нежности ни друг к другу , ни к дочке, потому что чувства это лишнее.

И она вырастает правда красивая, умная, сильная.

Она может быть успешной в бизнесе, заботливой к родителям и друзьям, творческой.

И визуально, картинка, вроде бы благополучная.

Но внутри живёт голос, выученный в детстве:

«Ты должна быть лучше. Ты недостойна просто так. Любовь нужно заслужить. Не злись. Не проси. Всё сама. Терпи, даже если не нравится. Твоя ценность зависит от похвалы и оценки других».

И вот она встречает мужчину.

Родители её не обнимали.

Она не знала тепла от отца.

Но её внутренняя маленькая девочка всегда об этом мечтала.

И вот он.

Сначала - настоящий подарок.

Восхищается. Хвалит ее успехи и внешность. Пишет и уделяет внимание. Хочет быть рядом. Обещает.

Всё то, чего она так ждала в детстве.

Она не видит перед собой человека ( он может быть с ней внимательный, но срывается на своих друзей, он может ей восхищаться, но критиковать свою бывшую жену и оскорблять её, при этом добавляя какое счастье, что теперь с ним достойная женщина),

она видит свою о нём детскую фантазию, чувственное желание из детства, ей хочется неосознанно того тепла и восхищения, которого не было от родителей.

И всё так романтично и быстро, чувства эти кружат и без того в тумане иллюзий голову.

И она вступает в брак.

А потом — как будто по щелчку — эта фантазия вдруг начинает её гнобить и унижать. Обесценивать. Контролировать. Молчать. Придираться. Осуждать.

Но она остаётся с ним.

Терпит.

Почему?

Да потому что это знакомо её психике.

Потому что нервная система распознаёт не любовь — а сценарий.

И неосознаваемое чувство страха и напряжения - это такое же неосознанное ощущение: “я дома”, а там я должна была стараться ещё лучше, угождать, держать себя в напряжении без злости и слез.

“Это как мама со мной себя вела!

Или это как папа вел себя с моей мамой.

Это как папа вел себя со мной, мне просто надо лучше стараться!»

Это всё в той или иной форме, но со мной уже было!

И так начинается игра нашей психики по созависимому сценарию, взятому из детства.

Если ты наблюдала как папа бил маму или оскорблял её словесно: тебе хотелось её спасти и защитить, даже будучи ребенком.

Вот тебе и треугольник созависимости ( мама жертва, папа тиран, ты растешь спасателем, который готов «подобрать» котика, любого мужчину обездоленного и обиженного, выбираешь профессию связанную со спасением людей, далее твой дух спасателя снова «втягивает» тебя в отношения где ты помогаешь, жертвуешь, надеешься спасти на самом то деле свою семью, свою маму)

Либо в родительской семье было так: Мама тиран, которая угрожала тебе, наказывала за оценки, стыдила за неопрятный внешний вид. Папа молчал, отстранялся.

Ты росла с чувством: «Со мной что-то не так».

Ты старалась угодить, заслужить любовь, не мешать.

Часто злилась, но подавляла эту злость.

Во взрослом возрасте:

— либо остаёшься в роли Жертвы и находишь себе мужчину, похожего на маму: жесткого, обесценивающего, контролирующего,

— либо становишься Тираном сама — критикуешь, подавляешь, чтобы хоть так вернуть себе чувство силы и контроля и чтобы другой не взял его над тобой.

Этот треугольник проявляется и в дружбе: высмеиваешь, доминируешь, чтобы не чувствовать унижения — потому что внутри всё ещё живёт маленькая девочка, которую стыдили .

Если вы проанализируете ваши отношения с родителями вы увидите динамику создания этого созависимого треугольника, где будучи ребенком мы взяли неосознанно ту или иную роль. 

В этой динамике — три роли, которые меняются, кружатся, путаются.

Жертва — та, что всё терпит. Молчит. Надеется.

Думает: «может, это я виновата», «он просто устал», «он всё равно любит», «такая у него любовь!», «обещал измениться, я ещё потерплю»

Тиран — не обязательно чудовище.

Это человек, который не умеет по-другому. Он давит, требует, отталкивает — потому что тоже вырос в своей травме. Власть для него спасательный круг выживания. Если власть не будет в его руках, ее заберет кто-то другой, тогда будет больно ему.

Спасатель — тот кто будет тащить, вытаскивать, лечить, оправдывать, Уговаривать остаться. Или наоборот —может уйти, а потом снова вернуться.

В основе отношений всегда внутренняя пустота, мы вроде бы рядом, но нет близости и душевных разговоров, есть обсуждение политики, сотрудников на работе, но не тихое рядом присутствие друг друга.

Внутри постоянно есть страх, тревога, непонимание что такое самоценность, ощущение что я должна, они должны, есть требования друг к другу, и желание соответствовать, иначе вдруг потеряю любовь.

Фокус внимания в такой семье всегда не на себе, а на других! 

  • Почему опаздывает? Что она делает? Зачем он зашел к другу? Почему он так сказал? 

Потому что основа жизни в такой семье - страх, а не любовь. Страх одиночества, страх не справиться самому, страх нового, страх перемен, страх жить, страх ошибиться …

Любовь и забота в такой семье путается с контролем!

Поел? На работу позвонил? В поликлинику записал? Про кружок свой не забыл? Кроссовки помыл? Стих выучил? 

У всех участников семьи низкоресурсное состояние и непонимание о себе , что значит я человек с точки зрения биологических потребностей ? Какие они у меня и как я их удовлетворяю? Какие потребности моей психики и как я их удовлетворяю? Какие у меня социальные потребности и как я их удовлетворяю? Что такое для меня духовность ? И как я удовлетворяю эту свою потребность ?

И во взрослом возрасте, когда мы обвиняем партера в том что он тиран и абьюезер, даже когда вы решаетесь от него уйти и говорите что с вами такого больше не случится и вы не позволите — через время этот цикл все равно повторяется.

С другим лицом. С другим партнером. 

Но с теми же словами.

Тем же ощущением внутри вас.

А всё потому, что истинное освобождение — это не просто побег из отношений в которых вам плохо, а понять и увидеть, что я проигрываю роли взятые когда-то давно в своей родительской семье.

Поэтому важно понять:

исцеление — не только в том, чтобы сбежать от абьюзера!

И не в том, чтобы разоблачить его, наказать, заставить признать какой он ужасный человек. 

Вам это не поможет начать жить свою жизнь, вне этого треугольника и цикла.

Истинное освобождение —

увидеть свой детский сценарий и 

больше в него не входить.  

Потому что даже если ты уйдёшь, но останешься в позиции жертвы —

ты найдёшь нового тирана.

Или сама начнёшь контролировать, чтобы больше никогда не стать слабой. Станешь тираном в своих будущих отношениях. Или в своих отношениях с ребёнком.

Исцеление — это не красиво звучащее слово.

Это процесс, в котором ты:

  • учишься осознавать себя истинную. Не удобную, не святую, не доброжелательную- а настоящую. Не желающую брать за себя ответственность эмоционально и финансово, умеющую злиться, плакать, манипулировать, врать и так далее.
  • отказываешься от фразы — это просто мужчины( женщины) такие мне попадаются, при чем тут я и мои родители, а начинаешь разбирать детство, именно там ты взяла себе роль, вместо развития в себе человека.
  • Соблюдаешь регулярность и этапность выхода из созависимого сценария 

Только тогда появляется новое.

Не спектакль из детства,

а живое, взрослое взаимодействие с собой.

Абьюз не начинается в зрелом возрасте.

Он начинается в детстве.

И именно туда — в своё прошлое — нужно пойти, чтобы его остановить.

#созависимость #тиран #жертва #спасатель #роли #абьюз #отношения #психология #детство #травмы #материнство #мыродители #ямама#токсичныеотношения#моясемья #семья