пределами экрана.
В наши дни телесериалы как никогда популярны. Шоу существуют на фоне обширных сюжетных линий; в них есть персонажи с неограниченным потенциалом для спин-оффов. Когда в этом сезоне зрители начнут голосовать за «Эмми», они будут оценивать не только эпизод, актёрскую игру или даже сериал. Они будут оценивать мир — набор взаимосвязанных персонажей и сюжетных линий, которые могут выходить далеко за пределы 30 или 60 минут, показанных в сериале.
«Андор» дарит Диснею новую надежду, завершая потрясающую двухсезонную историю Кассиана Андора (Диего Луна), аполитичного изгоя, ставшего революционером, который отдаёт свою жизнь в «Изгое-один: Звёздные войны. Истории». Изначально этот фильм был приквелом к оригинальному «Звёздным войнам: Эпизод IV — Новая надежда», но «Андор» подготавливает почву для него гораздо лучше, по сути, перезапуская всё повествование «Звёздных войн» в результате действий повстанческих группировок в тени фашистского, оруэлловского государства.
В определенной степени "Белый лотос" Майка Уайта является традиционной серией антологий. Тем не менее, во втором и третьем сезонах персонажи и дилеммы прокрались в новые сценарии, повысив ставки без детализации всех деталей, так что зрители могут покопаться в поисках подсказок. Конечно, можно наслаждаться Белым Лотосом как острой сатирой на потребительские излишества. Но зрители также могут созерцать сложную историю, стоящую за этой глобальной курортной индустрией, которая, казалось бы, разворачивается бесконечно от сезона к сезону.
«Северанс» предлагает свой собственный пример. Несмотря на то, что сериал Дэна Эриксона не породил ни отдельных сезонов, ни отдельных продуктов, он всё же намекает на более масштабный мир, который однажды может быть населён ими. Его история об офисных работниках, которые существуют только на рабочем месте, сама по себе является захватывающей научно-фантастической идеей, но она разворачивается на фоне зловещей компании Lumon Industries, которая существует уже несколько десятилетий и вызывает больше вопросов, чем могли бы разрешить первые два сезона.
Мировое строительство на телевидении началось много десятилетий назад со «Звёздного пути», стало популярным благодаря «Твин Пикс» в начале 1990-х, получило дополнительный импульс в 2000-х благодаря «Остаться в живых» — и, в более популярном ключе, благодаря мирам Дика Вулфа, таким как «Закон и порядок», а затем «ФБР».
Но нынешний всплеск эпизодического построения миров связан и с другими явлениями. Фан-культура на протяжении многих поколений поглощала взаимосвязанные мифологии, начиная с Дж. Р. Р. Толкина и заканчивая Dungeons & Dragons, которые закрепили свой статус ещё до того, как «Звёздные войны» стали отраслевым стандартом в 1977 году.
Четверть века назад «Матрица» была франшизой, которая включала в себя не только три фильма, но и комиксы, аниме и одну очень запутанную видеоигру, которая пришлась по душе только самым преданным фанатам.
Рождение кинематографической вселенной Marvel с фильмом «Железный человек» в 2008 году, «Мстители» в 2012 году и множество последующих кассовых фильмов доказали, что создание миров в масштабном коммерческом масштабе — это не какая-то аномалия, случающаяся раз в поколение, а новый рыночный стандарт. Теперь сложная мифология присуща практически каждому крупному аспекту массовой культуры, от «Майнкрафта» до «Лето с придурками». Наш перегруженный медиаландшафт требует, чтобы всё было связано с какой-то более масштабной картиной, чтобы это стоило вложенных средств. Такой результат означает, что обширные вселенные выходят далеко за рамки КВМ. Истории, в которых хотя бы не намекается на какую-либо преемственность, с трудом выделяются на фоне остальных.
Временами, конечно, всё это может быть утомительным до предела и идеальным поводом для того, чтобы зрители отключились. Вся эта мифологизация рискует оттолкнуть людей, которые ищут лишь что-то поверхностное. Но вселенское шоу предлагает зрителям удовольствие, которого никогда не было в предыдущих версиях телешоу. И помимо того, что зрителям есть над чем поразмыслить, фактор «вселенной» может не только помочь шоу в сезон «Эмми», но и помочь ему выделиться на фоне других.
Не то чтобы вселенскому шоу всегда нужно было привлекать к себе внимание. По мере того как «Андор» продвигается по своему захватывающему второму сезону, он никогда не замедляется, чтобы задержаться на отсылках к любимым фанатами персонажам из знаменитых частей. Шоураннер Тони Гилрой понимает, что эта среда обеспечивает настолько мощную основу, что не требует дополнительного пояснительного контекста. Зрители либо заполняют пробелы, либо — что особенно важно — им вообще не нужно следить за предысторией, потому что «Андор» полностью существует сам по себе.
Иногда вселенная может даже превратить свою беспорядочность в преимущество. В своих продолжениях «Матрицы» Вачовски опередили время с точки зрения повествования, которое намеренно запутывает: Нео (Киану Ривз) пытается разобраться в своей реальности вместе с аудиторией, и в 2025 году осмысление постоянно меняющейся реальности кажется особенно важным. «Не время умирать» продолжает это наследие. В последнем сезоне сериала многое объяснилось — конечно, больше, чем в таких прецедентах, как «Твин Пикс» и «Остаться в живых», — но бедственное положение его героев не обязательно раскрывает всю историю. Происхождение «Лумона» как бизнеса, догмы и образа жизни открывает бесконечные возможности. То, что может показаться ошеломляющим, — это то, что удерживает людей.
В этом и заключается суть создания мира: независимо от того, насколько обширны возможности, зрители сами решают, насколько глубоко они хотят погрузиться в историю. Чрезмерное гостеприимство может быть рискованным, но потенциальные выгоды могут быть не менее значимыми.