Главный минус книги - малый объем (что для "справочника" нормально), не хватило места для боевого применения.
В целом, описанная ситуация удручает. Российская промышленность явно не справлялась с производством имеющихся типов самолетов. Тех что были разработаны в России и рассчитаны на собственные производственные мощности. Отсутствовала какая-либо централизация и в промышленности, и в управлении авиации.
Развитие шло "очаговым" методом, кто-то что-то начинал делать (как правило, за свой счет) потом эта инициатива в случае успеха получала поддержку (чаще нет).
Характерно, что большевики начали именно с централизации всего и вся. Почему по этому пути не пошло царское правительство для меня загадка. Принцип единоначалия оказался единственным плюсом, зарождающаяся отрасль была фактически уничтожена в огне последовавшей гражданской войны, особенно в кадровом отношении. И многое пришлось начинать сначала уже в 20-е годы, но это уже другая история.
Однозначными лидерами российской авиации были Дмитрий Павлович Григорович и Артур Антонович Анатра.
Григорович стал "отцом" русской морской авиации, именно его самолеты задолго до Перл-Харбора громили порты в связке с линейным флотом (операции Черноморского флота в Первую мировую войну справедливо вызывают чувство гордости).
Одесский завод Анатра стала центром производства удачных двухместных самолетов Анатра Анасаль. Охватив своими производствами Одессу, Симферополь.
К стати, большую роль в развитии авиации играл Севастополь. Мягкий климат, позволявший круглогодично совершать полеты, стал отличной базой для тогда еще хрупких самолетов.
Сикорский...
Талантливый конструктор, который достиг мирового успеха и действительно опередил свое время. И в этом была проблема. Самолет Илья Муромец стал прорывом в авиации, но его очень долго пытались довести до ума, а главное понять как применять. При этом на его производство отвлекались значительные силы и средства.
На мой взгляд, войскам требовался "средний" фронтовой бомбардировщик, а не условный "стратег". Собственно его разработкой и озадачились ближе к концу войны, но было уже поздно.
При этом у Сикорского получались вполне удачные по характеристикам истребители, вполне соответствующие производственным возможностям. Да и сам Илья Муромец к последним сериям сильно уменьшился в размерах.
В целом российские ВВС Первой мировой войны: мало, дорого и не всегда то что нужно.