Найти в Дзене

Чечня: "запретная зона" или что-то поменялось для туристов?

Они запрещают пить алкоголь, снимают на уличные камеры каждый твой шаг и не любят нескромные наряды. Да, это, Чечня, друзья, в которую до сих пор бояться ехать туристы. Не ошибусь, если сейчас напишу, что я - это 553-й автор за последний год, который будет рассказывать про Чечню: про то, как не страшно сюда ехать и надо быстро собраться в такое путешествие, надев все платки из своих шкафов и самое длинное платье, которое было когда-то куплено вами для торжества. Ну чтобы хоть как-то отличиться среди массы хороших и не очень рассказов про эту республику, я сначала расскажу, как я попала сюда впервые, и что меня сильно удивило, и заставило возвращаться еще много-много раз в этот чуднОй для моего понимания город. Я расскажу, как я вижу Грозный сейчас, спустя 15 лет. Эта история началась давно, еще в 2008 году, когда мне пришлось модерировать группу с названием "Россия-Грузия", где, как и подобает интернет-сообществам было всяко: и ругань, и дружба и любовь и опять ругань: люди- они та
Оглавление
Они запрещают пить алкоголь, снимают на уличные камеры каждый твой шаг и не любят нескромные наряды.
Да, это, Чечня, друзья, в которую до сих пор бояться ехать туристы.
Грозный, центр.
Грозный, центр.

Не ошибусь, если сейчас напишу, что я - это 553-й автор за последний год, который будет рассказывать про Чечню: про то, как не страшно сюда ехать и надо быстро собраться в такое путешествие, надев все платки из своих шкафов и самое длинное платье, которое было когда-то куплено вами для торжества.

Ну чтобы хоть как-то отличиться среди массы хороших и не очень рассказов про эту республику, я сначала расскажу, как я попала сюда впервые, и что меня сильно удивило, и заставило возвращаться еще много-много раз в этот чуднОй для моего понимания город.

Я расскажу, как я вижу Грозный сейчас, спустя 15 лет.

-2

Эта история началась давно, еще в 2008 году, когда мне пришлось модерировать группу с названием "Россия-Грузия", где, как и подобает интернет-сообществам было всяко: и ругань, и дружба и любовь и опять ругань: люди- они такие люди!

В этой группе и появился в моем поле зрения участник с ником Миротворец - мудрый, добрый человек, излучающий в своих сообщениях желание помирить всех людей планеты и заставить их жить в дружбе и радости.

Спустя пару лет мы встретились в этим человеком в Кисловодске, где я была со своей семьей.

Миротворец оказался коренным жителем Грозного, чеченец с большой душой и светлыми мыслями, имеющим дружную семью и тогда еще 2-х дочерей - близнецов, сегодня его семья- это 5 замечательных ребятишек.

А спустя год, путешествуя по Кавказу, я заехала со своими детьми к этой семье в гости.

Первый раз, трясясь от страха, нагруженная тысячами тонн информации обо всех "ужасах Чечни"- я поехала искоренять свой голод путешественника- смотреть неизведанный мне город со страшным названием Грозный.

центр Грозного
центр Грозного

Масштабность встречи, которую нам с детьми организовал Миротворец, я, конечно же, не могла и предположить, поскольку ехала я, как турист, без предварительных договоренностей, а наскоро сообщив, что буду проезжать рядом.

Нас с ребятишками поселили в доме у мамы, выдав огромные кровати и накормив ужином, бесконечно меняя блюда.

Там то в первый раз мне и пришлось близко увидеть ни одного, и ни двух чеченцев, а десятки людей с разными именами, которые я так и не смогла запомнить, очень разговорчивых и наперебой желающих рассказать какую-то свою историю.

Жижиг галнаш, национальное блюдо чеченцев
Жижиг галнаш, национальное блюдо чеченцев

Мы разговаривали часами- с утра до позднего вечера.

Другая культура, другая ментальность горских людей, искренняя вера и доброжелательность- все это вызывало во мне неприкрытый интерес, поскольку сильно диссонировало моим тем познаниям, которые я получала из СМИ.

Именно с ними мы попали первый раз в горные ущелья Чечни, куда поехали в гости к очередным друзьям или родным Миротворца, где опять нас кормили и поили полдня. И опять разговоры-разговоры, рассказы о жизни о быте, о трудностях и счастье, об Аллахе и грехе.

О чем я жалею сейчас? О том, что не записывала эти рассказы.

Надписи вдоль дороги по пути в Грозный
Надписи вдоль дороги по пути в Грозный

Другие, но удивительно искренние

Другие люди, другая вера, другое понимание жизни и смерти, другое отношение к миру и войне, но очень интересные, открытые душой и желающие очень понравится.

После этого путешествия я была в Грозном еще 4 раза, всякий раз транзитом, иногда заглядывая к Миротворцу, иногда не тревожа его семью нашим приездом, но всегда с удивлением обнаруживая, как меняется этот город.

Грозный сегодня

Сегодня Грозный - это сильно другой город, чем был 15 лет назад. И дело ни столько в его масштабном строительстве, а сколько в сильных изменениях самих чеченцев.

На мой взгляд сегодня стало больше ортодоксально верующих людей, а, отсюда больше требований к туристу, приехавшему побыть в культурном шоке и сказать "Ах!".

Проспект Махмуда Эсамбаева
Проспект Махмуда Эсамбаева

Произошло странное для меня слияние какой-то неродной несвойственной чеченцам вдруг приобретенной светскости, и еще большего конфессионального погружения- симбиоз двух антагонистов. С одной стороны расположенность к туристу, искренний радостный возглас "О, туристы!", но с другой стороны сильно жесткие претензии к туристу, к его иной для чеченцев форме жизни.

Именно это лукавое содержание отношения чеченцев к другой национальности и напрягает людей. О похожих своих чувствах я рассказывала в статье про Дагестан. Именно эта сильная связка "культура -вера" и исключает туриста из этой иерархии.
-7

Моя аудитория -это туристы, кто-то с большим стажем, кто-то только начинает, но все мы знаем, что уходя в путешествие, ты уходишь, в первую очередь, к местным людям, поскольку именно они формируют твой фон путешествия.

Ни раскопки и высокогорное озеро, ни каньон и вековая мечеть, а люди, которые окружают тебя делают твое путешествие или незабываемым, или отторгают навсегда.

Хотят ли чеченцы туристов?

Да, конечно! Им нравится гордиться своей Родиной, им нравиться показывать, как расцвел Грозный, им нравиться рассказывать, как было раньше и как стало.

Туристы им нужны для того, чтобы гордиться! Тихо, не натужно гордиться столицей своей Родины.

Но турист им нужен, вписанный в их менталитет строгих правил религии и сильных традиций этой национальности.

Набережная реки Сунжа, Грозный
Набережная реки Сунжа, Грозный

Готовы ли туристы подыграть местным в этих требованиях?

Кто-то да, кто-то нет! И именно те, кто "нет" и не дают развитию Чечни, как горнолыжного курорта, как природного памятника, как исторического места.

Стоит ли ехать в Грозный?
Конечно, стоит!
Где вы еще увидите Грозный Сити посреди невысоких домов города? Где вам еще доведется увидеть мечеть с 2.5 кг золота, потраченного на позолоту молельных залов? Да и в общем, Аргун сам себя не посмотрит!

А что вас удивило в Грозном?