«Что общего между Майклом Джексоном, Чарли Чаплином и Марселем Марсо?» — этот вопрос открыл для зрителей путь в спектакль, полный неожиданных связей и тонких ощущений. 12 апреля театр КукLab показал премьеру пластического моноспектакля «Пьеро» — историю без слов, но с невероятной плотностью смысла. Рассказываем, как прошла премьера.
Театр-лаборатория, который удивляет
Чем КукLab отличается от других театров?
«Получился какой-то иной вид театрального искусства, этакий "надспектакль". Невероятно тонкий, пронзительный, нежный, очень пластичный и музыкальный», — так отзывается зрительница Светлана Игнатова.
Театр КукLab называют лабораторией не случайно. Здесь действительно экспериментируют: с формой, пространством, восприятием. Спектакли идут в небольшом зале, где каждый зритель чувствует себя частью действия. В КукLab создают пространство смыслов на сцене. Наш театр камерный по формату, но масштабный по воздействию.
Тут доносят идеи не только в монологах: играют роль жесты актеров, свет, музыка и паузы. Даже детские постановки здесь наполнены глубиной, а взрослые заставляют останавливаться и вглядываться внутрь.
«Пьеро»: не спектакль, а прикосновение
Как театр превращается в поэзию движений
12 апреля 2025 года на сцене театра КукLab прошел премьерный показ спектакля «Пьеро». Актер и музыканты создали единое пространство, в которое зрители полностью погрузились на целый час.
«Невероятно тонкий, пронзительный, нежный, очень пластичный и музыкальный»
Это был спектакль без декораций, без слов, почти без предметов. Но каждый ушел с чувством наполненности. Свет, движения, музыка и тишина — все работало как единое существо. Это и было главное открытие: когда форма исчезает, остается суть.
В спектакле участвовали:
Павел Алёхин — актер, режиссер, участник многих российских и зарубежных театральных фестивалей, участник знаменитого «Снежного Шоу» Славы Полунина.
Хассан Белькасем Беналиуа — виолончелист из Алжира. Ныне студент Российской академии классической музыки имени Маймонида в классе Олега Бугаева. В 2021 году он отличился на российской сцене и завоевал первую премию виолончелиста на международном конкурсе имени Прокофьева.
Тони Карапетян — джазовый пианист, композитор, аранжировщик, стипендиат фонда «Новые имена», член Международного союза композиторов XXI век и Российского музыкального союза.
От Чарли Чаплина до Майкла Джексона — путь через французского мима
Как спектакль объединяет культурные коды: пантомима, поп-культура, философия.
Путь Пьеро в этом спектакле — это путешествие через эпохи, стили и географию. Связи, которые кажутся случайными, становятся основой спектакля. Майкл Джексон, Чарли Чаплин, Мишель Марсо — каждый по-своему влиял на язык тела.
Первый номер с цветком напоминает лунную походку Майкла Джексона, а второй воссоздает известную работу Марселя Марсо «Юность, зрелость, старость, смерть». И тут зритель обнаруживает влияние французской школы мимов Марсо на поп-певца: номер Марсо «Идущий против ветра», возможно, послужил вдохновением. А сам великий мим был впечатлен немым мастерством Чарли Чаплина.
Эти культурные коды переплетаются, чтобы в итоге стать новым образом Пьеро — романтичным, ранимым, светлым. Павел Алёхин не просто цитирует их, он собирает героев эпохи воедино.
Благодаря музыке, свету и игре актера сами зрители становятся частью поиска новых смыслов.
Музыка, которая ведет за собой
Когда джаз и виолончель становятся частью игры актера
«Иногда я терялась и не понимала, что первично — действие или музыка. При этом не было каких-то громких звуков или сильного музыкального акцента. А иногда игра Павла Алёхина и мелодия вообще сливались в единое целое»
Выбор музыки в «Пьеро» — отдельный язык. Без перевода, но понятный всем. Переходы от узнаваемых тем к экспериментальным фрагментам кажутся не скачками, а дыханием. Звук здесь работает на атмосферу и является частью действия спектакля.
Павел Алёхин: человек, в котором живет Пьеро
О личном поиске артиста
«В каждом из нас живет Пьеро», — считает Павел Алёхин.
Актер не просто играет Пьеро — он живет им. Это не попытка изобразить героя, а способность передать суть. Сначала ты просто смотришь на сцену, а потом вдруг замечаешь: ты уже внутри спектакля.
«Я удивлялся, как с помощью минимальных средств можно выразить невыразимое, и понял, что образ Пьеро поможет мне себя раскрыть. Мне хотелось понять, почему иногда тебе очень тоскливо, но ты при этом не перестаешь замечать красоту мира. Мне казалось, что когда ты замечаешь за собой это, в тебе просыпается Пьеро», — рассказывает Павел Алехин.
И ему это удалось: «Все мои шесть органов чувств получили свои дозы удовольствия», — отзывается зрительница премьеры.
Финал без занавеса
Что остается после спектакля
Тишина, в которой каждый узнает себя.
Кажется, спектакль закончился. А потом идешь по улице — и вспоминаешь жест, свет, музыку. «Пьеро» не высказывается в лоб и не дает готовых ответов, но задает правильные вопросы. Очень личные. И ты вдруг ловишь себя на том, что стал немного другим.
Мы продолжаем рассказывать о спектаклях, которые затрагивают по-настоящему. Следите за нами в Telegram — будет интересно. А купить билеты можно на сайте.
Спектакль «Пьеро»
- Адрес: г. Москва, ул. Смоленская, д. 10
- Продолжительность: 70 минут
- Возраст: 12+
- Билеты от 2500 рублей
Афиша и билеты — на сайте КукLab и в Телеграме: @kuklabteatr