Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

16 портретов взрослых «хороших девочек»: 1. Удобная

Кажется, она всегда знала, как правильно: не мешать, не спорить, не просить. О том, как подвинуться первой, угадать настроение, быть гибкой и мягкой... Или всё же удобной в ущерб себе, даже если внутри всё сжимается от усталости? Эта статья о той, которая привыкла заботиться о комфорте других почти до самоисчезновения.

Иногда она кажется всем похожей на воду, принимающую форму любого сосуда, куда её нальют, не сопротивляясь и не возмущаясь, даже если он треснут, наполнен осколками или предназначался совсем не для жидкости, а для сыпучих.

Она не жалуется. Почти никогда. Это даже будто бы стало её суперспособностью: угадывать, где кому недостаточно комфортно, и подвинуться первой; понять, где может вспыхнуть конфликт, и незаметно погасить пламя собственной горящей границей; предвосхитить недовольство и сменить интонацию ещё до того, как её собеседник успеет моргнуть. Её очень часто хвалили уже с давних пор за мягкость, деликатность, умение быть тактичной, лёгкой в общении или же тихой и безотказной. И эти слова она складывала внутрь себя, как вешают грамоты на стену: вроде бы ни перед кем не похвастаешься, но всё же они напоминают о том, что ты — молодец, нужная, правильная, не доставляющая никому лишних хлопот.

«Хотя бы никому не мешаю», — думала она в детстве, отступая с дороги, отодвигая желания, затихая, когда взрослые уставали. «Мама спит, она устала, Ну, и я играть не стала…». Помните, как писала, кажется, Агния Барто?

-2

И всё бы ничего, если бы привычка быть никому не в тягость не оказалась медленным способом вытеснить себя настоящую из наружного сверхгибкого функционала, а потом, через много лет долго искать, где спрятано настоящее «я», и можно ли его вернуть, если ты долгие годы подряд тренировалась отказываться от того, что хочешь, чувствуешь или в чём нуждаешься.

Интересно, что удобные девочки вырастают в женщин, которые искренне считают, что просить — как-то навязчиво, защищать личное — в негативном смысле эгоистично, отказывать — грубо, а просто сказать о своём дискомфорте — всё равно, что включить сирену посреди тихой библиотеки, где все стараются остаться в тишине сосредоточенными на своих книгах.

С такими «хорошими девочками» удобно. В этом и их трагедия.

Потому что удобная в данном случае — совсем не комплимент. Это в значительной степени становится приговором, если ты забыла, как звучит собственный голос, если не можешь сказать: «Я устала», «Я не хочу», «Такое мне совсем не подходит», «Мне больно», не потому, что кто-то недавно запретил, а поскольку ты сама уже порой не понимаешь достаточно ясно, что с тобой происходит.

Она улыбается на фотографиях, держит, сидя аккуратно, на стуле, приятную позу, вежливо отказывается от помощи, когда несёт тяжёлые пакеты, и рефлекторно говорит и в отчаянном положении: «Всё нормально», даже если внутри много усталости, обиды, злости, разочарования…

Её спрашивают: «Ты чего молчишь?» — и она не находит слов, потому что если начнёт говорить всерьёз, придётся признать, что быть такой «мягкой» ей совсем не мягко.

-3

И, случается, когда-то она, когда тело уже не выдерживает нагрузки (не только физической, но и от непрожитых чувств) начинает болеть (например, могут часто страдать спина, шея, голова, происходят сбои в сердечно-сосудистой системе, органах дыхания и т.д.). Словно сама физиология наконец решает заговорить, потому что ты отказалась от всех других способов заявить: «Мне тесно, мне не дышится, мне тяжело, я для вас не — удобное кресло, в которое всем приятно садиться. Я человек!».

Из этого состояния можно выходить. Не с помощью таблеток или непременно резких революций, а маленькими, сначала робкими, а потом и решительными шагами: к себе, к тому месту внутри, где ещё слышно, что тебе нужно на самом деле; затем необходимо будет отстраняться от чужих ожиданий, которые так долго казались важнее собственных желаний и потребностей.

Нередко такой путь проходит через страх, почти всегда — через токсичную вину, потому что слишком многое внутри настроено на то, чтобы быть хорошей любой ценой. И всё же пройти исцеляющей жизнь дорогой стоит. Ведь (только представьте!) под вежливыми словами, милой улыбкой и идеальной деликатностью находится кто-то гораздо более яркий по сравнению с привычной ролью — настоящая, с внутренним светом женщина, которая, если дать ей право на голос и разрешение на заботу о себе в первую очередь, способна быть неудобной настолько, насколько это значит быть живой и счастливой.

-4

Продолжение следует…

Начало цикла ТАМ

Статья «Ты хочешь быть удобной или любимой, Люсия?» ТУТ

Автор: Нестерова Лариса Васильевна
Психолог, Очно и Онлайн

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru