В апреле 2016 года бойцы из поисковых отрядов «Аверс», «Небо Ленинграда», общественных организаций «ВоенВет» и «Белый кречет» передали на вечное хранение в Киришский историко-краеведческий музей двигатель самолета системы «Tomahawk» Р-40, поднятый из затопленной воронки в болотах у д.Оломна.
Исследование места падения самолета началось за три года до этого. Из воронки были извлечены фрагменты капотов, приборов из кабины пилота, кусок брони, осколки бронестекла, радиаторы. На одной из панелей остались следы пуль 7,92, маслорадиатор также был пробит. Поисковики предположили, что самолет был сбит истребителями. Из воронки торчала труба от моторамы. При расчистке и откачки болотной жижи показался двигатель самолета.
По найденным обломкам картина стала немного прорисовываться. Самолет падал с небольшой скоростью. Мотор во время падения самолета уже не работал, т.к.лопасти не загнуты по ходу вращения.
Кто был за штурвалом самолета? Погиб ли пилот в этом воздушном бою или остался жив? На эти вопросы еще предстояло найти ответ.
В кругу поисковиков считалось, что номер двигателя (опознавательный «именной» знак) на американских самолетах Р-40 был выбит только на одной шильде (бирке) и на блоке двигателя не дублировался. В ходе «отработки» места падения самолета шильда не была обнаружена, на капотах в трех местах просматривались нанесенные краской цифры «2», «8» и «5». Тогда-то и предположили, что управлял самолетом летчик Алексей Парфенов из 196 истребительного авиаполка, за которым числился самолет под № 285. Он был сбит примерно в этом же районе, но выпрыгнул из самолета и остался жив. Поэтому останки летчика не были обнаружены рядом с самолетом.
Но вопросы остались. И главный из них - где же тогда место падения самолета В.И.Вереникина?
В военных архивах сохранился акт списания материальной части 159 истребительного авиаполка, согласно которому на самолете «Tomahawk» №502 с двигателем алиссон А 200172 не вернулся с боевого задания младший лейтенант Вереникин. На месте падения самолета останков летчика не было обнаружено.
Изучая военные архивы, Е.Е.Халамов, объединивший усилия всех киришских поисковиков, заинтересовался воспоминаниями П.Я.Лихолетова, одного из лучших летчиков 159-го истребительного авиаполка. Свой самый тяжелый бой он провел в конце марта 1942 года, когда группа «Мессеров» расколола шестерку Лихолетова и сбила двух его ведомых: Прудникова и Вереник(х)ина. В этом бою ему удалось сбить два Ме-109, а затем, используя крайне рискованный пилотаж, вырваться из «клещей» немцев, на бреющем полете приведя преследователей к своим зенитным батареям, оторваться от них и благополучно сесть на аэродроме. Тот бой (по словам П.Я.Лихолетова) «стоил 3-х лет службы».
И действительно, неподалеку от найденного в 7 км от д.Оломна двигателя есть следы падения еще одного самолета.
Не те ли это два ведомых звена Лихолетова?
Неожиданно ответ был дан 22 июня 2019 года. На двигателе самолета, который с 2016 года находится в музее, проявились хорошо читаемые цифры А 200172. Номер двигателя самолета, на котором свой последний бой совершил В.И.Вереникин!
Все это время вестей от поисковиков ждала племянница В.И.Вереникина Лариса Дмитриевна Стёпина из Москвы.
И вот летом 2021 года она побывала на месте гибели дяди, положила цветы на братскую могилу в д.Оломна Киришского района, где (предположительно) местные жители похоронили летчика, вытащив его из кабины самолета, оставшейся над землей после падения).
В музее она с нескрываемым волнением подходила к двигателю самолета Р-40 с номером А 200172, на котором летал ее дядя В.И.Вереникин.
Поиски завершены.
Теперь точно установлено место падения самолета и гибели летчика Вереникина Василия Ивановича. Еще один защитник Родины вернулся из небытия.
Вереники Василий Иванович.
Родился 25.12.1917 года в с. Кулешовка Липецкого района Воронежской области.
Окончил 7 классов школы, получил специальность электрика. Призван в ряды РККА в ноябре 1938 году. В январе 1939 года стал курсантом 30-й школы пилотов в г.Чита. Принял воинскую присягу 23.02. 1939 года. Затем авиашкола перебазировалась в г.Батайск, по окончании которой В.И.Вереникину присвоено воинское звание младший лейтенант, направлен для дальнейшей службы младшим летчиком в 162 истребительный авиаполк. В боях с немецко-фашистскими захватчиками участвовал с 13.12 1941 года. 06.01.1942 года переведен в 159 истребительный авиаполк на Ленинградский фронт. В наградном листе излагается боевой путь и заслуги В.И.Вереникина: 48 боевых вылетов с налетом 65 часов 36 минут, 14 воздушных боев, из которых всегда выходил победителем.
22 марта 1942 года в районе прикрытия своих войск т.Вереникин в составе 6 самолетов встретил 18 бомбардировщиков, идущих эшелонно под прикрытием своих самолетов. Группа советских истребителей, несмотря на численное превосходство противника, вступила в бой, который продолжался 1 час 15 минут. В этом бою были сбиты 3 самолета противника, а остальным пришлось беспорядочно уходить на свою территорию, побросав бомбы на болото.
28 марта 1942 года младший лейтенант Вереникин В.И. не вернулся с боевого задания.
16 августа 1942 года награжден орденом «Красная звезда» (посмертно).
Ушли на фронт и братья Василия Вереникина.
Владимир, погиб 23.11.1944 года, похоронен в д.Коная, Латвия.
Дмитрий получил тяжелое ранение, был комиссован, продолжил службы в правоохранительных органах вплоть до выхода на пенсию.
И.Ю.Ефимова,
научный сотрудник Киришского историко-краеведческого музея.