Найти в Дзене
Русский наблюдатель

Был Сергеем - стал Нурмомадом: солдат сбивал свои вертолеты, а через 40 лет вернулся домой

Сорок лет прожил бывший советский солдат Сергей Красноперов в Афганистане, стране, с которой воевал СССР. И вот теперь он приехал в Россию, где живет его мать. Как так получилось, что он делал все это время, как жил? В истории его жизни много неожиданных поворотов и противоречий. Попасть в плен к моджахедам – такая перспектива казалась мрачной каждому советскому военнослужащему, который оказался в Афганистане в 80-е годы. Однако именно это случилось с Сергеем Красноперовым. Как Сергей стал Нурмомадом Вчерашний призывник сначала оказался в плену, а потом был вынужден остаться в Афганистане. Лишь спустя 40 лет Сергей, которого сейчас зовут Нурмомад, вернулся на Родину. В армию его призвали в СССР, а вернулся он вернулся совсем в другую страну – в Россию. - Видишь девушку? – афганец показал на стройную девчонку, примерно такого же возраста как Сергей. - Вижу, - Сергей внимательно посмотрел на незнакомку. Ладная, крепкая. Воспитанная в традициях своего народа. - Красивая? - Красивая, - со
ФОТО: кадр видео телеграм-канала" RT на русском"
ФОТО: кадр видео телеграм-канала" RT на русском"

Сорок лет прожил бывший советский солдат Сергей Красноперов в Афганистане, стране, с которой воевал СССР. И вот теперь он приехал в Россию, где живет его мать. Как так получилось, что он делал все это время, как жил? В истории его жизни много неожиданных поворотов и противоречий.

Попасть в плен к моджахедам – такая перспектива казалась мрачной каждому советскому военнослужащему, который оказался в Афганистане в 80-е годы. Однако именно это случилось с Сергеем Красноперовым.

Как Сергей стал Нурмомадом

Вчерашний призывник сначала оказался в плену, а потом был вынужден остаться в Афганистане. Лишь спустя 40 лет Сергей, которого сейчас зовут Нурмомад, вернулся на Родину. В армию его призвали в СССР, а вернулся он вернулся совсем в другую страну – в Россию.

- Видишь девушку? – афганец показал на стройную девчонку, примерно такого же возраста как Сергей.

- Вижу, - Сергей внимательно посмотрел на незнакомку. Ладная, крепкая. Воспитанная в традициях своего народа.

- Красивая?

- Красивая, - согласился Сергей.

- Она на тебя похожа, смотри, глаза как у тебя. Останешься – будет твоей женой. Будешь жить спокойно. Не хочешь жениться – не женись. Но жить хорошо у тебя не получится, - покачал головой афганец.

Так парнишка, сам того не желая, обзавелся семьей. Потом пошли дети, и Сергей – впрочем, теперь его звали Нурмомадом – потерял связь со своей Родиной.

Хотел быть пограничником, попал в Афган

18-летний Сережа окончил школу, успел немного поработать на Курганском заводе колесных тягачей, прошел курсы водителей КАМАЗа. А еще тренировал дома овчарок: надеялся, что его призовут на службу в армию, а потом вместе с собаками отправят служить на границу. Пограничники тогда, кстати, служили целых три года. Да и в военкомате намекнули, что так, скорее всего, и случится.

Но все произошло иначе. Сначала – в Ташкент, потом – в Туркменистан. Горячий воздух, песок, ветер – Сергей из Кургана привык совсем к другому климату. А потом его и других новобранцев посадили в самолет и вроде как повезли на границу. Однако на самом деле обученных новобранцев отправили в Афганистан.

В декабре 1979 года в Афганистан ввели советские войска. Здесь шел вооруженный конфликт между ВС Афганистана и вооруженными формированиями афганских моджахедов. Лишь в феврале 1989 года советские войска были выведены из Афганистана. На протяжении всего этого времени мысль о том, что могут отправить в Афган, приводила в ужас парней и их родителей.

Сергею повезло: он попал в отдельный батальон материального обеспечения, который занимался доставкой продуктов – муки, сгущенки, тушенки, а также угля. Потом парня перевели в Чагчаран: какое-то время он нес службу в окопах, а потом перевели на склад. Вот тут-то у Сергея и начались проблемы.

Архивный снимок. ФОТО: Vladimir Svartsevich/Globallookpress
Архивный снимок. ФОТО: Vladimir Svartsevich/Globallookpress

- Так, Серый, гони продукты! – с завидной регулярностью наезжали на парня сослуживцы.

- Я все выдал по норме! – отчаянно в очередной раз отбивался Сергей.

- Хорошо, тогда делай что хочешь, но чтобы к вечеру у нас была бутылка. А не то… - перед лицом Сергея мелькнул крепкий кулак.

Парня подкарауливали, угрожали, вымогали продукты – а потом продавали их на базаре или обменивали на водку. В тот раз дело дошло до драки. Избили вечером, избили утром.

- Я больше не могу! Еще немного – и наложу руки ил всех тут перестреляю! – твердо решил Сергей и просто сбежал.

В плену у моджахедов

Далеко уйти не удалось: оказалось, что в той стороне, куда отправился Сергей, моджахеды готовили засаду. Пленили его представители партии «Хизб-и-ислам». Некоторые хотели избавиться от Сергея, но ученики главы партии, Гульбеддина Хекматияра, заявили, что парень нужен живым. Глава партии, кстати, был учителем в институте, и его студенты были людьми образованными. Так что на смеси плохого английского и языка жестов они весьма успешно общались с Сергеем.

Архивный снимок. ФОТО: Vladimir Svartsevich/Globallookpress
Архивный снимок. ФОТО: Vladimir Svartsevich/Globallookpress

- Смешно говоришь, неправильно, Нурмомад, - беззлобно подшучивали боевики.

- Так и ты по-русски кое-как говоришь! – так же беззлобно парировал экс-Сергей, а теперь Нурмомад.

- Иди, работай! – хмурили брови боевики, и Сергей-Нурмомад шел выполнять работу, какую скажут.

Парень скучал по Родине, но понимал, что вернуться обратно вряд ли получится. Несмотря на то, что сам он больше не брал в руки оружие, в СССР это доказать было бы сложно. Ему грозили большой срок, а может даже и расстрел. Более того, афганцы не отпустили бы его: знает, где отряд находится, сколько оружия, где боеприпасы, где склады… да и относились к нему, вроде, нормально.

- Ну что, Нурмомад, пора тебе корни пускать, - сказал через год один из боевиков и повел знакомиться с будущей женой.

Сергей мечтал, что сможет присоединиться к советским войскам, когда те будут уходить из Афганистана. Но началась гражданская война, и Сергей так и не смог добраться к своим.

Путь на родину закрыт

Когда Сергею было около 25 лет, он приехал в Мазари-Шариф. Молодому человеку удалось встретиться с генконсулом СССР Николаем Шевченко. А позже его стали уговаривать поехать на Родину.

Архивный снимок. ФОТО: Vladimir Svartsevich/Globallookpress
Архивный снимок. ФОТО: Vladimir Svartsevich/Globallookpress

- У меня жена, дочка, скоро еще один ребенок родится. Можно они со мной поедут? – робко спросил Сергей.

- Лучше вам ехать одному.

- Но как я их брошу? Как они будут жить одни? Кто им поможет?

- У них тут есть другие родственники. И вообще – какое вам дело? В СССР – мать, брат, друзья, - возразили Сергею.

- А они тут будут голодать? Болеть? Страдать? А вдруг что-то страшнее? – ответил шокированный Сергей. – Или мы едем вместе, или я остаюсь.

- Не в вашем положении условия ставить. Если едете сейчас, мы оплачиваем переезд, поможем с документами. Но ваши жена и дети никому не нужны.

- Тогда я останусь с ними, - твердо решил Сергей. Так он окончательно стал Нурмомадом.

Из православия в ислам

У Нурмомада и его жены детишки рождались один за другим. Но не все дожили до полутора лет – семерых малышей потеряли супруги. Обращались к целителям, к врачам. Наконец, один из лекарей сказал: лечить нужно не только лекарствами, но и чтением Корана. Нурмомад стал читать Коран, сравнивал его с Библией.

- Писания совпадают на 80 процентов, Бог у мусульман и православных один, а значит, нет разницы, как ему молиться и как верить. Главное – верить, - решил Нурмомад и принял ислам.

Архивный снимок. ФОТО: Vladimir Svartsevich/Globallookpress
Архивный снимок. ФОТО: Vladimir Svartsevich/Globallookpress

Постепенно дети перестали болеть, жизнь налаживалась. Нурмомад стал отцом шести детей. Чтобы всех обеспечивать, осваивал новые профессии – механик на дизельных генераторах, токарь, слесарь, плотник, кузнец, строитель. Сейчас работает в компании государственного энергоснабжения Афганистана.

Возвращение на Родину

19 мая 2025 года Нурмомад прилетел в Россию. Удивляется, как изменилась страна, как изменились люди. Смотрит на прохожих, возмущается, какая мода сегодня. Мечтает увидеться с мамой – ей сейчас 80 лет, а также с братом.

ФОТО: кадр видео телеграм-канала" RT на русском"
ФОТО: кадр видео телеграм-канала" RT на русском"
Если получится, я хочу вернуться в Россию. Но, как и в тот раз, когда мне советские власти предложили вернуться, для меня есть главное условие — вернуться надо с семьей. Один человек в поле не воин. Семья — это то, что нас в этом мире поддерживает,
- цитирует слова Сергея Красноперова russian.rt.com.

Больше всего мужчина мечтает получить гражданство России для себя и своей семьи. Надеется, что ему помогут с документами и переездом. Сейчас он «гражданин мира»: от гражданства СССР он отказался, чтобы получить паспорт в Афганистане и иметь возможность работать. Но и гражданства Афганистана у него нет: его, как и паспорт, аннулировали после прихода к власти нового президента.

ФОТО: кадр видео телеграм-канала" RT на русском"
ФОТО: кадр видео телеграм-канала" RT на русском"

Три месяца Нурмомад-Сергей проведет в России, а потом вернется в Афганистан. Он надеется, что все же сможет потом перебраться со своей семьей обратно, на Родину, к своим.

"Мы метко стреляли по вертолетам"

В истории бывшего советского солдата, который дезертировал из своего подразделения во время службы в Афганистане и провёл в стране 40 лет, есть противоречия. На них обратил внимание военный корреспондент Александр Коц.

По словам военкора, СМИ представляют Красноперова героем, но это не так. Красноперов, который сменил имя с Сергея на Нурмомад и принял ислам, рассказывал американским журналистам, что участвовал в боевых действиях против СССР.

Он говорил: «Танки и вертолёты нам сильно мешали. Я ремонтировал пулемёты и орудия. Мы метко стреляли по вертолётам, напугали пилотов, и со временем они перестали прилетать,

— напомнил Коц слова Красноперова журналисту Джерому Старки.

Коц также отметил, что теперь Красноперов рассказывает другую версию событий, согласно которой он никогда не воевал против советской армии, а покинул часть из-за издевательств сослуживцев.

Я общался в Афганистане с такими людьми. Их истории похожи,

— добавил военкор.

Коц подчеркнул, что Красноперов уже «сам себя наказал», и призвал не делать из него героя.