Найти в Дзене
Радио ЗВЕЗДА

Генерал-лейтенант де Воллан

Франсуа-Поль де Воллан или как его называли у нас Франц Павлович. Архитектор множества городов и крепостей, строитель первого чугунного моста в Петербурге. Под его руководством были созданы системы каналов, соединяющих Волгу с Балтикой и проложено первое шоссе между Петербургом и Москвой. Но в первую очередь, де Воллан был инженером военным, и самые яркие моменты его российской карьеры были связаны с победами Суворова. Согласно условиям Ясского мирного договора, новая граница Российской Империи с Турцией пролегла по Днестру. Чтобы удержать ее, было решено поставить крепость Срединную. Ровно напротив турецкой. По крайней мере, так предполагал инженер де Воллан. Он вдоль и поперек изучил местность, водные пути, дороги, овраги, соседние селения, но Суворов был с ним не согласен. Суворов. Это тебе не Голландия! Ты, Франц Палыч, смотришь правильно, но смотришь на Днестр сейчас, а весной разлив, низины подтопит, дороги развезёт. Развезёт как пить дать. Кавалерии не пройти, пушки не подтащить
Фото: Википедия
Фото: Википедия

Франсуа-Поль де Воллан или как его называли у нас Франц Павлович. Архитектор множества городов и крепостей, строитель первого чугунного моста в Петербурге. Под его руководством были созданы системы каналов, соединяющих Волгу с Балтикой и проложено первое шоссе между Петербургом и Москвой.

Но в первую очередь, де Воллан был инженером военным, и самые яркие моменты его российской карьеры были связаны с победами Суворова.

Согласно условиям Ясского мирного договора, новая граница Российской Империи с Турцией пролегла по Днестру. Чтобы удержать ее, было решено поставить крепость Срединную. Ровно напротив турецкой. По крайней мере, так предполагал инженер де Воллан. Он вдоль и поперек изучил местность, водные пути, дороги, овраги, соседние селения, но Суворов был с ним не согласен.

Суворов. Это тебе не Голландия! Ты, Франц Палыч, смотришь правильно, но смотришь на Днестр сейчас, а весной разлив, низины подтопит, дороги развезёт. Развезёт как пить дать. Кавалерии не пройти, пушки не подтащить, да и пехоте будет тяжело. Строить надо на высоком месте. И не спорь! Да стой. Куда ты!

Однажды во время горячего спора де Воллан выпрыгнул в окно суворовского кабинета, а Суворов, крича и размахивая руками, выпрыгнул следом за ним.

Притирались Суворов и де Воллан непросто. Александр Васильевич поначалу невзлюбил строптивого голландца.

Суворов: Скушен и грозен, избалован и три раза заявление об увольнении приносил, а мне истинно некогда о его капризах думать!

Но со временем изменил своё мнение о талантливом инженере и бесстрашном воине. В русско-турецкой кампании 1787 года Де Воллан участвовал в организации осады почти всех крепостей, в том числе Измаила — самой большой и мощной крепости на Дунае. По приказу Суворова де Воллан построил рядом с Измаилом тренировочный полигон для штурма.

Солдат: Вот не жалеют нас господа командиры, мы ж под дождём и ветром ров вырыли, стены построили, прутьев каких-то навязали в вязанки. Зачем? Лучше б дали перед штурмом отдохнуть.
Солдат: О тебе, дурень, пекутся. Каждый солдат должен знать свой манёвр. Вот и тренируйся, пока можно. В бою голова целее будет.

Неделю войска под предводительством Суворова тренировались забрасывать ров связками хвороста, быстро ставить лестницы, взбираться на стены и колоть-рубить чучела неприятелей.

Де Воллан тоже рвался в бой. И хотя потеря такого специалиста для армии была бы невосполнимой, он все же добился своего. Под шквалистым огнём отряд сокрушил противника, и ворвался в турецкую крепость. За штурм Измаила Франца Павловича де Воллана наградили орденом Святого Георгия 4-й степени.

Это была его первая русская награда — и далеко не последняя.

Брабанский дворянин родом из Антверпена, в начале карьеры Де Воллан строил укрепления и сражался за голландскую армию в американских колониях, но в 35 лет вынужден был уйти в отставку. Инженер оказался меж двух огней в событиях назревающих в Голландии революций и предпочел уехать подальше от политики.

Де Воллан: Я был принят на военную службу в России по воле императрицы Екатерины Великой 25 сентября 1787 года. В Санкт-Петербург прибыл 30 декабря того же года.

Императрица разглядела в деятельном голландце те же черты, что покорили в его народе Петра I — дотошность, аккуратность, трудолюбие и неутомимую энергию.

Де Воллан обследовал и нанёс на карты земли, отвоёванные у турок, составил планы крепостей, портов и городов, на Днестре, по берегам Чёрного и Азовского морей, лично следил за строительством. Императрица отметила заслуги инженера в специальном рескрипте.

Екатерина: Инженер-полковнику Де-Воллану, котораго неутомимою деятельностью и расторопностью все производимые в ведомстве нашем многочисленные работы и строения производятся в исполнение с желаемым успехом, всемилостивейше жалуем ему в уважение трудов, десять тысяч рублей единовременно и по сто рублей на месяц столовых денег из сумм ведомства.

Но это финансирование, а также поддержка градостроительных планов де Воллана закончились со смертью Екатерины Великой. Пришедший на трон Павел I стал избавляться от протеже и фаворитов матушки. Де Воллану тоже досталось. Франц Павлович демонстративно подает в отставку, в звании генерал-майора.

Де Волан: Я мог упрекнуть себя лишь в том, что служил России, может быть, со слишком большим усердием и честностью, а это качества, которые порождают подозрительность у врагов и завистников.

Но опала продлилась недолго. Павел I учредил Департамент водяных коммуникаций, которому нужен был толковый руководитель. Де Воллан начинает строительство Мариинского канала — прадедушки канала Волго-Балтийского, а в то время самой большой водной системы в Европе, соединившей Петербург с Волгой. А в перерыве между составлением разметки и планов шлюзов и надзором за строительством проектирует город, напоминающий рациональностью и удобством современный Париж.

Де Воллан: Только собравшись продолжить инспекцию в своих прочих районах, получил срочное распоряжение скакать в Черкасск, к Донским казака́м, чтобы выбрать место для их новой столицы. Здесь я составил план города и дал указания по его сооружению.

В марте 1812 года император Александр назначает де Воллана главой управления путями сообщений. Из-за Отечественной войны финансирование ведомства было незначительным, но де Воллан находит средства на новые проекты. Один из них — создание Петербургско-Московского тракта — был завершён уже после его смерти.

Все последние годы де Воллан дружил с младшей сестрой императора, Екатериной Павловной, интересовавшейся инженерным делом и техникой. Из поездки по освобожденным от Наполеона странам, она присылала ему подробнейшие отчеты.

Екатерина Павловна: Я в Вене заметила и даже заставила в том сознаться людей беспристрастных, что внутреннее судоходство, очищение рек, гидравлические постройки тут далеки от совершенства. Я говорила о Вас, любезный генерал, я ссылалась на Ваши бессмертные труды. Прошу Вас велеть нарисовать мне всю систему Мариинского канала для специалистов. Я с гордостью докажу миру, чем мы обладаем в России, чем мы Вам обязаны.

После смерти в квартире Франца Павловича нашли более трёх сотен созданных им карт, научных заметок, планов, которых хватило бы не на одну человеческую жизнь.

Слушайте программу «Офицеры» в эфире Радио ЗВЕЗДА.