Найти в Дзене

«Не хочу лечить, хочу руководить!» — кто идёт в медицину, чтобы управлять, а не помогать, и как не выгореть рядом с такими

Оглавление

Случай из практики, который был бы смешным, если бы не был реальностью.

— Она пришла в отделение после ординатуры. Без лишних слов, всегда при деле, с отличной памятью и крепким характером. Никогда не конфликтовала — но всегда была рядом, когда кто-то «пролетал» у завотделением. Через два года — ведущая врач. Через три — временно исполняющая обязанности зав. Потом — конкурс. Выиграла. Коллектив в шоке: «Она? Без опыта, но с таким послужным списком?». Да. Потому что на неё сверху можно положиться. Потому что она — "надёжная". Потому что ей всё равно, кого подвинуть. Первым вылетел хирург, потом медсестра, потом два терапевта. Причины — всегда официальные. Но мы знали: просто были «неудобны».
Один врач после смены сидел в машине и трясся — она сделала выговор за "эмоциональность на обходе". Другому устроила разбор на планёрке — за то, что он пожал плечами.
Пациенты её обожают: вежлива, пунктуальна, всегда на связи. Начальство — тоже: отчёты в срок, нареканий нет. А ординаторская превратилась в стеклянный аквариум — каждый взгляд, каждое слово как под лупой//.

Если вы хоть немного поработали в медицинской системе, то вы встречали её. Или его.
 Человека, который пришёл не ради пациентов. Не ради команды. Не ради профессии.
А ради власти.
И добился своего.

Важно: не все начальники такие!

Медицина знает сильных, поддерживающих, эмпатичных руководителей.
 Они умеют объединять, выстраивать процессы и оставаться людьми.
Но сегодня не про них.

Но сегодня — про тех, кто идёт в профессию ради возможности управлять, доминировать и контролировать.
 И очень быстро растёт. И очень больно для всех вокруг.

Какие это были дети — те, кто приходит в медицину не лечить, а командовать?

Это не всегда были «сильные» дети.
 Наоборот — часто это были испуганные, замкнутые или наоборот — шумные и неудобные. Но у них было общее: они росли в атмосфере, где власть = выживание.

🔸 У них в семье царила непредсказуемость

* Мама сегодня хвалит — завтра игнорирует.
* Отец не разговаривает неделями, а потом кричит за неправильно поставленную чашку.
* Любовь выдавалась по заслугам: «Вот получишь пятёрку — тогда поговорим».
* Ошибки карались стыдом: «Ты меня позоришь», «Ты не такой, как надо».

Такие дети вырастают в тревоге.
 Они не понимают, что вызовет наказание, а что — похвалу. Поэтому начинают контролировать всё, что могут: дневник, расписание, порядок на столе, младшего брата, любимую игрушку.

Им с детства не разрешали быть спонтанными. Им разрешали быть только "правильными" — и то на короткое время.

🔸 Они рано поняли, что чувствовать — опасно

* Плакать — значит, над тобой посмеются.
* Радоваться — значит, потом обязательно что-то отнимут.
* Смущаться — стыдно.
* Сочувствовать — «тебя разведут, как лоха».

Поэтому они начали глушить свои эмоции.
 Сначала — слёзы. Потом — страх. Потом — жалость. Потом — вообще всё, что делает человека мягким.

Вместо этого они начали:

* вырабатывать железную логику,
* прятать вину за холодной вежливостью,
* отрабатывать ошибки строгостью к себе — и к другим.

🔸 Они научились, что если ты не сверху — тебя задавят

В школе это были дети, которые:

* не умели дружить, но отлично доносили;
* держались рядом с авторитетом и сдавали «лишних»;
* стремились быть в лидерах не ради игры, а чтобы не оказаться на дне.

Для них не было нормальной горизонтальной связи.
Была только вертикаль:


⬆️ Сильный — опасен, но нужен.
⬇️ Слабый — опасен, потому что может утащить вниз.

Когда такие дети становятся взрослыми, они:

* не умеют быть частью команды;
* в каждой иерархии ищут слабого, чтобы подмять, и сильного, чтобы угодить.

🔸 Их психика формировалась в логике "Выжившего"

Внутри них живёт установка:

«Я жив, потому что я собрался, закрылся, стал жёстким. Если я раскисну — меня уничтожат».

Это люди, у которых жесткость = броня.
 Убери броню — там тревожный, растерянный ребёнок, который боится, что его снова бросят.
Но он никогда этого не покажет.
Он скорее разрушит всех вокруг, чем покажет себя уязвимым.

🔸 Им не нужна эмпатия — им нужна иерархия

Потому что:

* иерархия даёт предсказуемость: понятно, кто кому подчиняется;
* иерархия даёт безопасность: сверху не обижают своих;
* иерархия даёт смысл: «раз я наверху — значит, я достоин».

Таким людям трудно быть просто врачами.
 Им нужно быть "заведующими", "старшими", "главными", иначе внутри поднимается тревога:

«А вдруг мной опять кто-то начнёт управлять?»

Давайте рассмотрим психологический портрет человека, который идёт в медицину с целью «стать руководителем»:

🔹 Мотивация — не «лечить», а «иметь власть». С юности — желание не быть «одним из», а быть над.

🔹 Психотип — тревожно-нарциссический с обсессивными чертами:

* Жёсткий контроль над собой и другими.
* Отрицание уязвимости.
* Восприятие любой критики как личного нападения.
* Отсутствие устойчивой самооценки — есть только роль, и в ней надо выживать любой ценой.

Именно поэтому они часто выбирают медицину.
 Где есть:

* титулы,
* иерархия,
* регламенты,
* возможность управлять телами и решениями.

Как они восходят по карьерной лестнице: по головам — с улыбкой!

* Они безукоризненны перед пациентами: вежливы, внимательны, с идеальным голосом «с телевидения». Пациенты их обожают!

* Перед вышестоящими — блестящая отчётность, кипы бумажек, показатели, диаграммы. Никогда не жалуются, всегда «держат фронт».

* Коллектив при этом истощается, текучка катастрофическая, атмосфера подавленности — но об этом никто наверх не говорит, потому что боятся.

🔥 Любая ошибка — не их ошибка. Виноват кто-то другой. Всегда.

Такие руководители умеют сбрасывать вину так, что сами остаются не при чем. Они всегда найдут, кого подставить под удар, даже если сами лично принимали решение.

Например:

* 💬 Пациент пришёл не на то время?
— «Это администратор накосячил, я лично говорила, что нужно всё перепроверить!»

* 💬 Назначено дорогое обследование, а у пациента льгота?
— «А кто оформил документы? Врач. Значит, он не посмотрел статус. Хотя я сто раз говорила — будьте внимательны!»

* 💬 Отделение не выполнило план по госпитализациям?
— «Я просила обзванивать! Почему старшая не проконтролировала?!»

* 💬 Письмо с жалобой в Минздрав?
— «Ну, мы же не можем отвечать за каждое слово каждого сотрудника. Я предупреждала — соблюдайте субординацию и дистанцию!»

* 💬 Молодой врач допустил ошибку в тактике?
— «Я лично курировать не обязана, у него есть наставник. Где он был?»

* 💬 На обходе родственники задали «неудобный вопрос»?
— «Почему медсестра не подготовила пациента и не объяснила всё заранее?»

Каждый раз — одинаковый паттерн:

* Роль начальника — в тени.
* Ответственность — у исполнителей.
* А «она» или «он» — всегда предупреждали, всегда за порядком, всегда «вне контекста».

Они никогда не признают вины!
 Потому что ошибка = уязвимость, а уязвимость = смерть в их внутреннем кодексе.

Так чего такие люди боятся на самом деле?

* Обесценивания. Они страшно боятся, что кто-то увидит: «а он — не профессионал».
*
Потери статуса. Должность — их кожа. Сними табличку — и всё, больше ничего не останется.
*
Ошибки. Даже одна мелочь способна их разрушить — и они будут защищаться до последнего.
*
Обратной связи. Искренний разговор, в котором кто-то скажет: «с вами страшно работать», — разрушает их фасад. Они не умеют с этим жить.

Что может их "сломать" — и как это выглядит?

Выглядит страшно. А для окружающих еще опасно.

Обычно это происходит:

* при критике извне, которую невозможно игнорировать (жалоба от влиятельного пациента, проверка);
* при неожиданной потере влияния (перевод, смена руководства, лишение полномочий);
* когда подчинённые массово начинают сопротивляться.

Тогда:

* Они впадают в панику.
* Начинается хаотичный террор: штрафы, угрозы, прелюдный разбор чужих "ошибок" под лозунгом "как ты вообще медицинский закончил!".
* Они обвиняют всех и каждого.
* Некоторые — резко уходят (пишут заявление и исчезают).
* Некоторые — мстят, потому что им кажется: «вы все против меня».

Как не выгореть рядом с такими людьми и не потерять себя?

💡 1. Осознать: вы не слабы — вы чувствуете боль от насилия

Если рядом с этим человеком вы тревожитесь, заикаетесь, сомневаетесь в себе — это не ваша некомпетентность. Это — результат психологического давления.

💡 2. Не пытаться "заслужить" его признание

Вы не добьётесь настоящего признания. Он похвалит — чтобы потом уязвить. Он поощрит — чтобы сделать марионеткой.

Не играйте в игру "если я постараюсь, он станет человечным" — не станет.

💡 3. Отделяйтесь. Эмоционально и логически

* «Это не про меня, а про его способ существовать».
* «Я делаю работу — остальное не моё».
* «Его агрессия — это не мой провал, это его тревога».

💡 4. Стройте "внешние опоры"

* Один человек, с которым можно честно выдохнуть.
* Терапия, где можно снова услышать: «ты не один, с тобой все нормально».
* План Б — как, куда, с кем можно уйти, если станет невыносимо.

💡 5. Фиксируйте факты, не чувства

* Дата, слова, действия, реакция.
* Для себя, для юриста, для жалобы.
* Это снижает ощущение «я с ума схожу» и возвращает контроль.

Вывод: это не вы слабы — это он построен на страхе.

Те, кто идёт в медицину, чтобы командовать, а не лечить — часто сами травмированы. Но они не лечатся. Они поднимаются вверх и, не умея быть собой, начинают управлять всеми, чтобы не чувствовать свою уязвимость.

Но это не повод ломаться рядом с ними.
Это повод не путать их страх — со своей виной.
И не давать им становиться вашей самооценкой!

Хештеги: #медицина #врач #медсестра #работавмедицине #токсичныйруководитель #выгорание #психологияработы #начальник #травмирующаяработа #карьеравмедицине #рабочиеконфликты #историимедиков #чтопроисходитвмедицине #больврачей #почемувсебегут