Найти в Дзене
Мчим

Вверх 2. Часть 3. Долина нарзанов. ВЭС. Темный лес. Сказочный туман.

Оглавление
Обложка.
Обложка.

<<<Предыдущая часть

<<<Оглавление>>>

Пришлось разделить на три части эту историю. Не помещалось как по смыслу, так и по объему.

Продолжим.

Долина нарзанов.

Долина нарзанов — бальнеоклиматическая курортная местность на Кавказских Минеральных Водах в России, в Кабардино-Балкарии.
Долина нарзанов была признана памятником природы 4 апреля 1978 года. Площадь особо охраняемой природной территории — 100 га.
На территории долины расположено более 20 источников нарзанов, различных по составу.
Взято из интернета.

Хватит теории.

Теперь наш взгляд, ну или точнее сказать - никому не нужный обзор.

Бесполезные Разговоры.
Это ЭКОпарк.
В нем есть: ЭКОтропы, ЭКОнарзаны, ЭКОванны, ЭКОдомики, ЭКОкафе, ЭКОзамок, ЭКО ВСЁ.
Меня одного бесит это маркетинговое ЭКО?
В особенности в словах, которые подразумевают его наличие - ЭКОпарк или ЭКОлес.

Парк находиться на высоте, полторы тысячи.

Въезд платный. Отдали мы 300 р. за машину. Оказалось, больше ни за что платить не надо. Если придёте пешком, то 150 р./ч.

В одну сторону, от парковки, уходит дорога на пешеходную тропу в горный лес. Там же указано гора для тюбинга. На улице идёт дождь. Прогулку мы быстро отмели.

В другую сторону ухоженный, обустроенный парк. Туда лежит наш путь.

В начале "площадь" с кафешками и сувенирами. После дорога уходит вниз, превращаясь в тропу вдоль речушки, с разбросанными источниками (нарзанами).

Небольшое отступление.

Кисловодск, как и всё Приэльбрусье в целом является очень туристическим местом, на протяжение сотни лет. Сюда едут отдыхать и поправлять здоровье разного рода именитые личности. Как общественно-политические деятели так и люди из мира искусства. Надо понимать, что за каждым углом будет висеть именитая табличка. В духе - здесь был, проводил время, писал, тот или иной.

Одну личность всё же стоит упомянуть — это Лермонтов. Он больше всех проникся к Кавказу. Он своими строками буквально вдолбил себя в историю здешних мест. Его упоминают абсолютно везде. А в Пятигорске так и подавно. В его честь названо всё: улицы, бульвары, парки, дома, фонтаны, нарзаны и тд.

Этот парк он не обошел стороной. Упоминал его в романе «Герой нашего времени», описывая источники с минеральной водой (нарзан).

В честь поэта, в 2022 г. здесь установили памятник.

Памятник Лермонтова.
Памятник Лермонтова.

Продолжим.

В парке прослеживается общий стиль. Что-то вроде царских времен. Башни, ворота, брусчатка, кованый мост и тд. Даже есть свой небольшой замок (о нем чуть позже). Эта вся архитектура хаотично разбавлена новомодными постройками. Немного не дотянули, чтобы всё было в едином стили, жаль.

Дождь сменился на холод.

Я нечаянно выставил в фотоаппарате неправильные настройки, сам того не заметив. Поэтому фотки смазанные, а какие-то и вовсе удалил, уж извините.

Б.Р.
Если кому интересно. Я выставил iso на 100 и фотик увеличивал выдержку. Из-за холода, мы перешли в режим - шёлк, идём быстрее дальше. Фоткал не глядя. Тем самым, смазывая картинку из раза в раз.

По причине моего рукожопства, нету ни одно фото самих нарзанов.

Фото взято из интернета.  По запросу "Долина нарзанов" в Яндексе.
Фото взято из интернета. По запросу "Долина нарзанов" в Яндексе.

Это некие круглые ямы в земле, можно сказать "ванны". Диаметров полметра. Обложены камнями. В них из-под низа бьёт ключом вода, наполняя эту ванну. Если сказать по простому, это родники с минеральной водой. Они весьма отличались по силе. Какие-то давали ощущение кипячения, а какие то были сухие. Наверное в разные сезоны они по разному наполняются. У всех стоит табличка с название (красный, серный, серебряный и тд). Попадаются информационные таблички. По видимому они все стекают в ту самую речушку, активно пополняя её.

Из всех можно пить. Мы запаслись раскладным стаканчиком, такой знаете алкашиный, выкидной)))

Во всех разный состав. Могу сказать, что на вкус обычная не газированная минералка. Они немного разные, но не критично. Некоторые даже теплые.

Пройдя дальше по аллее, видим

Замок.

Замок.
Замок.

С виду, можно подумать, что замок с царских времен. Прочитав в интернете, спешу вас огорчить. Его построили в советском союзе.

Замок возвели в 1934 году по проекту архитектора С. И. Воробьёва. Строили быстро — за год, из жёлтого доломита, привезённого из Карачаево-Черкесии.
Изначально здание должно было стать гостиницей для иностранных туристов, но стало дачей для партийной элиты. Здесь отдыхали Ворошилов, Будённый, Берия, Орджоникидзе.
В 1964 году рядом построили турбазу, а замок переоборудовали под гостиницу. Однако из-за плохой теплоизоляции (толщина стен — 1 м) здание было нежилым.
В 2007 году турбазу окончательно забросили, замок стал руинами.
Взято из интернета.

Возможно именно он задал стиль всей территории.

Как в одном фильме про ковёр)))

Дойдя до него, заметил неправильные настройки камеры. Теперь не смазано )))

Вокруг небольшой парк, со старыми скульптурами

Скульптура.
Скульптура.

Дальше тупик. Но выглядит чарующе.

Конец алее.
Конец алее.

Народу конечно много. Сфотографировать проблематично. А холод отгонял желание совсем.

Зашли в сам замок.

Тут уже особо ни чего интересного. Голые, холодные каменные стены и старые разбитые окна. Даже кто-то разрисовал.

Б.Р.
Как, почему и кто разрисовал не ясно. Но больше не ясно почему ни кто не следит? Это главная фигура парка. Огородили и не пускали бы туристов. Но нет. Ходи кто хочешь, делай что хочешь...

Промёрзли. Пошли обратно.

Это "площадь". Вид снизу, от серебряного
Это "площадь". Вид снизу, от серебряного

Пришли к нарзану "Серебряный". Оказалось это вода с высоким содержание серебра, как следует из названия. Люди приходят сюда специально, чтобы набирать её с собой. Мы не стали исключением. Я сходил в машину забрал нашу 10 л. канистру, пока Настя стояла в очереди. Заметил, что в ларьке продают пустые пятилитровки с наклейкой "Серебряный источник". И так же заметил людей, набирающих воду в них.

Собственно сам нарзан.
Собственно сам нарзан.

На удивление, вода была просто обычная, чистая, питьевая, но вкусная.

А забегая совсем вперёд скажу, мы допивали её неделю-две и она ни как не изменила своего вкуса.

Рядом находятся ванны для купания. Можно понежиться в минералочке. К сожалению, они не работали. Наверно из-за непогоды.

Ванны.
Ванны.

Решили зайти в кафе, попить чайку и согреться.

Внутри кафе.
Внутри кафе.

Пока сидели, думали что же делать дальше, пошел дождь. Решили что нужно доехать до Кисловодска. Приметили пару мест в его окрестностях. Мчим.

По приезду в город, дождь не кончился, как мы рассчитывали. Остановились на парковке у какого-то храма, опять планируем. В этот момент дождь перешёл в ливень. Ну и как у нас часто бывает - решили ехать в сторону дома. у Насти было отмечено одно местечко в лесу, почти под Ставрополем. Мчим.

Выехали за город, на трассу. В начале было пасмурно, но сухо. А проехав часок и вовсе вышло солнце, стало припекать.

Б.Р. про авто.
Условия езды были весьма тяжёлые. Когда ехали в облаках передача была, в основном, первая. Высокие обороты. Спуск-подъемы. Высота. Большая загруженность. Всё это на протяжении долгого времени. Плюсом стоит отметить одну болезнь этих двигателей — прокладка клапанной крышки.
При очередном осмотре заметил, что Нивас нормально так скушал масло.
За владением нивой (сейчас уже четыре года) я перевел абсолютно все жидкости на марку Лукойл. Это было сделано не случайно.
1. Доступность. АЗС этого бренда можно встретить везде. А на них есть вся продукция, хоть и немного дороже, чем в магазинах.
2. Качество. Высокое по доступной цене. Многие скажут, что лучше взять подороже, импортное, фирменное. А я скажу лучше почаще менять!
3. Безгеморройность. Когда требуется долить что-то, не нужно думать и вспоминать какая фирма и марка залиты.
4. Поддержка отечественного производителя.
Поэтому, на первой попавшееся АЗС Лукойл был куплен литр масла.
Долил и поехал дальше.

ВЭС.

По дороге к лесу, недалеко от Невинномысска, заметили ветроэлектростанцию. Те самые большие вентиляторы. Я называю их вертибедры. Я уже писал причину этого названия в статье про Териберку (читать ЗДЕСЬ). Там, кстати, находиться самая северная ВЭС в мире.

Нам повезло, дорога наша пролегала в аккурат через них. В первый раз мы были так близко к ним.

До них можно было дойти. Решили оставить эту затею на завтра. Но и завтра не получилось, т.к. поехали по другой дороге. Жаль.

Вертибедры.
Вертибедры.
Кочубеевская ВЭС — крупнейшая в России ветряная электростанция, расположена в Кочубеевском районе Ставропольского края, недалеко от Невинномысска. Состоит из 84 ветроагрегатов по 2,5 МВт каждый, общая установленная мощность составляет 210 МВт
Взято из интернета.

Давайте немного поразмыслим.

Каковы масштабы ВЭС?

Предположительно "нога" ветрогенератора состоит из частей, которые собирают на месте. Сочтём это лёгкой работой. При высоте 100м.

Верх установки самый технологичный элемент т.к. в нем расположен сам генератор, автоматика, поворотные механизмы и прочее . Но размер небольшой (несколько десятков тонн). Возможно привозят по запчастям и собирают по месту. Проблема поднять и правильно установить.

А вот лопасть, с нужными формами и весом девять тонн нужно произвести целиком. С такой задачей смогут справляться лишь единицы. А привести её вообще целая история, при длине пятьдесят метров. Представьте как выглядит фура, где и как она сможет проехать?

Это только одна штука. А здесь 84 ветрогенератора и по три лопасти на каждом.

Не говоря ещё об остальном: бетон, провода, столбы, щитки, трансформаторы и прочую инфраструктуру. Если глянуть на фотографии, то можно заметить, что многое идёт под землёй т.к. от генератора не идут провода на столбы. Предположительно, на начальном этапе были прокопаны и залиты бетоном, туннели.

Всё это на площади 75 гектар.

Масштабы огромные.

Кто-то скажет: там всё не наше, это всё немцы или японцы. Мы сами ни чего не производим...

Хаять, ругать и плеваться может каждый. А подумать может только умный человек.

Для справки: в России порядка сорока действующих ВЭС и порядка десяти проектируемых.

Лопасти везли из Германии или Японии? Как? Если учесть, что одна огромно-длинная фура везёт одну лопасть, с нулевой скоростью. А есть ли другие варианты? Пихать в самолёт одну штуку? Просто не рентабельно, да и в какой она сможет залезть. Плыть по морю? В Ставрополь?

Теперь взглянем совсем широко:

Чтобы их построить нужен завод по добыче руды. Чтобы переработать её на другом заводе в металл. Находясь в разных местах и на очень большом расстоянии, потребуется пути подвоза и вывоза. Нужен бетон и асфальт. То есть ещё пару заводов. Их нужно обеспечивать все той же электроэнергией. Нужны другие станций. По факту заводы. Для всего этого требуются тысячи а то и миллионы работников, которых нужно обучить. Нужны заводы по производству рабочей силы))). А людям нужно где-то жить и что-то кушать. Нужны ещё, ещё и ещё заводы.

Ни чего не производим?

Другой вопрос: На сколько такие станции нужны?

Первый момент - зеленая энергетика. Эта тема активно педалируется. Атомные станции - зло. Сжигание мазута/угля устарело и очень грязное. ГЭС убивают реки. Нужно переходить на ЭКОлогически чистые энергии. Энергию ветра и солнца.

Если столько всего требуется для их производства, то насколько эта ВЭС ЭКОлогичная в итоге? Возможно это опять маркетинговое слово? Еще можно подметить забавный момент: Саяно-Шушенская ГЭС - 6400 МВт. Нововоронежская АЭС - 3800 МВт. Кочубеевская ВЭС - 210 МВт. Если отказываться в пользу "зелёной энергии" то сколько ветряков потребуется?

Кстати, ветряки тоже не безвредны. Почва вокруг выветривается.

Все эти разговоры о зелёной энергии - полная чушь.

Второй момент - эффективность. Одна ВЭС сама по себе не представляет важную единицу. Опустив технические тонкости, что такой ток идет очень не равномерно. А запасать, в таких количествах особо некуда. Делаем вывод: работать эффективно она может только в составе с другими станциями. Хорошо, что в нашей стране развивают разные виды энергетики. АЭС, ГЭС, ВЭС, топливные ТЭЦ, есть и солнечные, в Калмыкии например. Разные станции стабилизируют друг друга. Даже если одна выйдет из строя, то всё ровно мы не останемся без электричества. К примеру авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г. Масштаб бедствия был неизмерим. Большая часть страны этого даже не заметила. А почему? Да потому, что есть большое количество других станций, которые смогли грамотно распределить энергию и не дать произойти еще большим катастрофам.

Получается - все электростанции важны, все электростанции нужны.

Все цифры (данные) взяты из отрытых источников, в интернете. Они не проверены и могут быть не точные.
Мне важнее донести следующую мысль -

Нужно гордится за такие постройки и за страну в целом!

Продолжим про путешествие.

Темный лес.

Это название лесного массива. В нем есть небольшая гора Стрижамент с отличными видами. К горе ведёт специальная ЭКОтропа. Туристическо-прогулочное место вообщем то. Ну и как в лесах бывает, множество обычных троп и мест для отдыха.

У нас, всё как всегда.

Заехали не с той стороны и упёрлись в ограждение. По большому счету нас больше интересует место для стоянки. Хочется уже отдохнуть, денек выдался насыщенный.

Увидели небольшой заезд в лес. Заскочили туда. А тут хорошая тупиковая полянка, дальше идёт большой овраг с буреломом. Так что встаём.

Стоянка.
Стоянка.

Вечером ни чего не происходило. Пока расположились и приготовили ужин, стемнело. Дальше сон.

Пламя плиты.
Пламя плиты.

Проснулись рано, часов в шесть утра. В это время место раскрылось во всей красе. Туман заполонил всё вокруг. Лучи рассветного солнца еле-еле пробивались сквозь него. Заросли стали словно в сказке.

Не забываем что камеры "видят" сквозь туман, в жизни он сильнее в разы.

Утренний рассвет, солнце поднималось над землёй,
Просыпался лес, восхищаясь розовой зарей.
Над озером стоял, клубился белый туман,
В овраге под горою шелестела листва,
Луч солнца улыбался и с росою играл,
Особенно прекрасны утром эти места.
Продолженье сна, дивная пора,
Как божественна природа и проста...
Утренний рассвет. Король и Шут
Насте удалось хорошо запечатлеть на смартфон.
Насте удалось хорошо запечатлеть на смартфон.

Жаль, что это время быстро прошло.

Завтрак. Сборы. Пора мчать домой. Маршрут проложили через небольшие пригородные (региональные) дороги до Ростова. Практической пользы в этом не было ни какой. Можно было выехать обратно и ехать по большим трассам. Но нам хотелось посмотреть окрестности. Время позволяло, да и как-то уютней, с душой так сказать.

Поначалу ехали через маленькие деревушки, расположенные практически в лесу. Можно сказать по бездорожью. Позже выехали на трассу, идущую с Невинномысска в Ставрополь. Проехав по его окружной, увидели одну из достопримечательностей города - мамонт.

Мамонт. Фотография не удачная. Далеко стоит и сделана из авто на ходу.
Мамонт. Фотография не удачная. Далеко стоит и сделана из авто на ходу.
За двести лет на территории края раскопали более 12 видов и 8 родов хоботных. За это местные ученые и прозвали Ставрополье «Родиной слонов»
Взято из интернета.

Дальше как раз пошли те самые региональные дороги. Настя уснула. А я пару сотен км. ехал и кайфовал. Как-то всё сложилось. Солнышко светит, ни жарко, ни холодно, свежий воздух, всё вокруг зелёное, не высокая скорость, хороший асфальт, ни одной машины, по обочинам деревья. Дорога в основном шла рядом с полями. Изредка проезжая населенные пункты. Интересно, что пшеница стояла уже по пояс (начало мая). Всё ухоженное, работает техника. Прям аграрный рай.

Полная безмятежность, спокойствие и умиротворение позволяли разглядывать и подмечать интересные моменты.

Б.Р.
Ни когда не замечали -Когда едешь на поезде куда-то далеко, то в пейзаже за окном прослеживается нескольких постоянно повторяющихся фрагментов?
Вокзал, заросший лес, кладбище. Они меняются между собой, по кругу.
Переезды тоже часто попадаются, но внимание обращаешь на них больше в ночное время. Они в прямом смысле слова светятся)))

На машине немного по-другому. Смысл тот же, просто "фрагменты" по разнообразней.

Если трассы не проходят через густой лес, вокзалов на автодорогах не встретить, то кладбища попадаются с завидным постоянством. В этом крае есть одна интересная черта, которой у нас нету.

Попадаются могилы не только с лавочками и столиками, но и полноценными навесами от солнца и непогоды. Ну как для машин делают, металлоконструкция с коричневым поликарбонатом. Это явление носит не единичный случай. Были такие на всех кладбищах попадавшихся нам по дороге. Но и надо сказать, что не все могилы такие.

Я понимаю, что регион жаркий, солнце шпарит нещадно. Но и люди тут привыкшие. Не могут один раз в год, провести час на солнце? Или в этом есть другой смысл?

Выехав под Ростовом на большую, платную трассу. Ростов является главной путевой точкой. Некоторые называют его «Ворота Кавказа» т.к. все основные пути с Кавказа, да и с юга в целом, проходят именно здесь. После него нас ждёт, привычная М4. Платные участки, высокая скорость, много полос, большое количество машин.

Начался доездинг, длинной в 600 километров.

Рассказывать там и нечего.

На этом моменте хочется закончить историю об этих прекрасных краях. Надеюсь побывать там еще, чтобы было что рассказать.

До новых встреч в новых историях.

<<<Оглавление>>>