Чем крупнее компания, тем труднее ей вести документооборот. Если делать это вручную, на бумаге, то вы рискуете допускать ошибки и терять нужные документы. Рассказываем, чем это чревато для бизнеса, разбираем реальные кейсы компаний и объясняем, как все эти проблемы решает СЭД и причём тут BPM-системы.
Олеся Николаева
Бизнес-аналитик. Помогает компаниям внедрять СЭД и автоматизировать другие бизнес-процессы
Олег Юшин
Директор по искусственному интеллекту. Совершенствует бизнес-процессы компаний с помощью ИИ-агентов
СЭД (система электронного документооборота) — это программное обеспечение, с помощью которого компании управляют внутренним документооборотом в цифровом формате. Создают, редактируют, согласовывают и подписывают документы, ведут электронный архив.
СЭД и ЭДО: в чём разница
СЭД и электронный документооборот (ЭДО) часто путают между собой, хотя они и выполняют разные задачи.
СЭД позволяет бизнесу управлять внутренним документооборотом, ЭДО — внешним. Если компания планирует отправлять отчёты в налоговую, подписывать накладные или договоры с контрагентами, то ей нужно будет дополнительно подключиться к сервису ЭДО. Например, к СБИС или Диадок.
В СЭД сотрудники будут создавать, согласовывать и подписывать документы, а через ЭДО, если это будет необходимо, передавать их второй стороне — государственным органам или другим компаниям.
При этом нужно понимать, что СЭД и ЭДО должны формировать единое информационное пространство. Без интеграции систем персоналу придётся вручную переносить документы, что будет занимать время и увеличит вероятность ошибок.
Поэтому при выборе вендора платформы советуем обращать внимание на возможности интеграций с сервисами ЭДО.
Упростили оформление командировок и настроили интеграцию с сервисами ЭДО
Производитель медтехники внедрил СЭД и настроил интеграцию с Контур. Диадок и Тензор СБИС. Благодаря этому решению:сократилось время обработки входящих документов — с двух дней до нескольких часов;
оформление командировок теперь отнимает 15 минут вместо 1,5 часов;
85% авансовых отчётов теперь поступают вовремя.
Изучить кейс подробнее
Какие задачи бизнеса решает СЭД
Такой способ обращения с документами выгоден бизнесу по разным причинам:
Снижает риск ошибок. Это возможно за счёт уменьшения ручных операций и повышения точности обработки данных. В системе доступны маршрутизация документов, контроль версий, автоматические проверки и оповещения — всё это минимизирует вероятность ошибок из-за человеческого фактора.
Упрощает поиск информации. Не нужно поднимать архивы, чтобы найти нужные документы — это можно сделать в несколько кликов с помощью поиска.
Экономит время сотрудников. Автоматизация процессов освобождает время сотрудников и позволяет им сосредоточиться на более важных задачах.
Электронные документы подписываются гораздо быстрее — это можно сделать удалённо, находясь в командировке или на больничном.
Обеспечивает конфиденциальность. Подделать бумажные документы проще, а их содержание может быть доступно для любого сотрудника. На цифровой платформе можно разграничить права доступа и использовать электронную подпись.
Делает процессы прозрачными. Система объединяет в себе всю информацию по процессам с документооборотом: версионность, вложения, взаимосвязь документов с задачами, коммуникацию между сотрудниками.
Маршрут документа можно с лёгкость отследить — он не затеряется в стопке бумаг на столе или в архиве.
Экономит средства компании. Компании не тратят средства на распечатку и пересылку документов, повышают эффективность работы сотрудников за счёт уменьшения ручного труда и снижают риск ошибок, которые могут привести к финансовым потерям.
Оптимизирует процессы. Система может отслеживать путь документа и анализировать затраченное время на каждом этапе. Это позволяет выявить узкие места, где происходят задержки, и оперативно устранять их для повышения эффективности работы.
Хотите снизить затраты и оптимизировать процессы в документообороте?
Ведите электронный архив, управляйте жизненным циклом документов и передавайте их контрагентам в едином информационном пространстве.
Попробовать
Как работает СЭД
Классический жизненный цикл документа в системе электронного документооборота выглядит следующим образом:
Шаг 1: создание
Создать документ можно вручную или с помощью шаблона, который был настроен заранее.
Шаг 2: согласование
Файл автоматически направляется на согласование заинтересованным лицам по заранее заданному маршруту. Участники процесса получают уведомления и версии для рецензии.
Как правило, весь процесс контролируется с помощью:
- напоминаний о важных действиях;
- уведомлений об автоматических переходах на следующий этап согласования;
- эскалации просроченных подписей на руководителя;
- делегирования права подписи заместителю, если сотрудник находится в отпуске или на больничном.
Шаг 3: регистрация
Документ автоматически регистрируется в системе, ему присваивается уникальный идентификатор и он вносится в электронный реестр для отслеживания.
Шаг 4: утверждение
После согласования документ передаётся на утверждение ответственным лицам, который они подписывают с помощью электронной подписи.
Если это внешний документооборот, то после подписания файл автоматически перенаправляется контрагенту через сервис ЭДО.
Шаг 5: хранение
После утверждения документ попадает в электронный архив. Все данные о нём хранятся в его карточке: история изменений, выданные копии, данные о местонахождении оригиналов, взаимосвязь с клиентом, проектом или задачей.
Шаг 6: использование
Файл всегда доступен для использования в рабочих процессах, могут меняться статус и назначаться дополнительные задачи.
Шаг 7: актуализация
При необходимости документ можно обновить, его новая версия будет зарегистрирована в системе.
Что делают и получают компании благодаря СЭД: разбираем реальные кейсы
Отсутствие электронного документооборота в компаниях повышает риск ошибок, потери документов, финансов, а иногда и репутации.
Как раз с похожими проблемами столкнулся один из клиентов «Первой Формы» — крупный производитель коммунальной техники, который вёл весь документооборот вручную. Из-за широкой географии документы постоянно терялись — сотрудники могли не учитывать правки и отправлять файлы без нужных согласований.
Так, главный инженер пропустил согласования по крупному контракту, и по итогу выяснилось, что компания не сможет выполнить условия договора по производству техники.
Олеся Николаева
Бизнес-аналитик «Первой Формы»:
После автоматизации процессов таких ошибок больше не случалось — все документы теперь находятся под контролем и проходят все необходимые этапы согласования.
Ежемесячно производитель техники согласовывает через систему около 60 договоров и экономит трудозатраты сотрудников.
Давайте посмотрим, что ещё могут делать и получить компании с помощью СЭД:
Спортмастер. Компания автоматизировала внутренний документооборот и выдачу электронных подписей (ЭП) для сотрудников. Такое решение позволяет экономить ресурсы и трудозатраты персонала.
Сотрудники компании:
- активно используют усиленную неквалифицированную электронную подпись (УНЭП) с 2020 года, подписывая внутренние документы компании;
- получают ЭП самостоятельно — весь процесс занимает несколько минут;
- больше не тратят время на заполнение и подписание документов вручную.
Международная сеть косметических магазинов. Ежедневно персонал компании обрабатывает тысячи документов — для упрощения их поиска и хранения создали электронный архив. Теперь сотрудники могут:
- быстро проверять и согласовывать документы;
- отслеживать их жизненный цикл;
- использовать специальный сканнер или мобильное приложение «Первой Формы» для распознавания штрихкодов, чтобы «положить» бумажную версию в электронный архив;
- автоматически назначать срок хранения документов с помощью интеграции с 1С;
- оперативно получать нужные файлы из архива.
Академия Ростеха. Центр экспертизы госкорпорации в сфере развития человеческого капитала проводит обучение для разных специалистов предприятий Ростеха. Каждый курс сопровождается множеством документов: договорами, приказами, учебными планами, ведомостями и сертификатами.
С помощью «Первой Формы» Академия автоматизировала: электронную канцелярию, договоры, реестр первичных документов для обмена с контрагентами, служебные записки, распорядительные документы и решения учёного совета.
Как искусственный интеллект повышает эффективность СЭД
По данным Statista, 72% компаний по всему миру в 2024 году внедрили технологии искусственного интеллекта (ИИ) хотя бы в один бизнес-процесс.
Не стал исключением и электронный документооборот — ИИ активно трансформирует этот процесс, предоставляя компаниям новые возможности для повышения эффективности, сокращения затрат и улучшения качества работы. Например, налоговая служба США уже давно использует технологии искусственного интеллекта для проверки налоговых деклараций.
Кроме того, в 2025 году стали набирать популярность ИИ-агенты. Согласно отчёту компании Deloitte, с каждым годом бизнес всё чаще будет использовать агентов в работе. По их прогнозу, 25% компаний, которые сегодня используют генеративные нейросети, начнут внедрять агентов уже в 2025 году, а к 2027 году этот показатель вырастет до 50%.
ИИ-агент — это система на основе искусственного интеллекта, которая способна автономно принимать решения на основе корпоративных данных и предпринимать действия, чтобы достичь конкретных целей.
Агенты действуют самостоятельно по графику или триггерам, следуя заложенной «должностной инструкции». Модули И И вовлекают в процесс сотрудников, принимают решения на основе анализа имеющихся данных, обучаются и гибко выполняют различные задачи в рамках своей роли. Например, роли специалиста по документообороту или секретаря.
Изучить подробнее
В «Первой Форме» разработали новую методологию автоматизации бизнес-процессов, которая преобразует должностные инструкции в алгоритмы для ИИ-агентов. С помощью ПО пользователи могут генерировать алгоритмы из существующих инструкций и создавать агентов, готовых к выполнению задач. Это позволяет отказаться от привлечения специалистов по ИИ, делая автоматизацию доступной.
Например, в работе с документами AI-агенты «Первой Формы» могут:
- распознавать, сравнивать и категоризировать документы;
- парсить данные;
- запрашивать информацию у сотрудников компании;
- подключать руководителей к решению вопросов;
- самостоятельно вносить правки в документы;
- отправлять файлы в сервисы ЭДО;
- запрашивать необходимые документы у других компаний и проверять их;
- собирать список правок и перепроверять обновлённые версии;
- контролировать, получила ли другая компания подписанные документы.
Хотите повысить эффективность электронного документооборота, сократить время на выполнение рутинных задач и снизить затраты?
Наймите виртуальных сотрудников, способных автономно решать задачи менеджеров среднего звена. «Первая Форма» обучит ИИ-агентов для работы в ваших бизнес-процессах.
Попробовать
Как СЭД помогает автоматизировать другие бизнес-процессы компании
Если интеграция СЭД с сервисами ЭДО позволяет компаниям вести внешний документооборот, то внедрение кадрового электронного документооборота (КЭДО) в дополнение к СЭД поможет эффективнее управлять кадровыми документами: трудовыми договорами, заявлениями и приказами.
И такие интеграции не единичны, ведь работа с документами — это основа любого бизнес-процесса. Менеджеры по продажам работают с коммерческими предложениями, контрактами и счетами, юристы проверяют и согласовывают различные документы, бухгалтеры управляют финансовыми отчётами и платёжными документами, а руководители проектов — планами и бюджетами.
Если вы уже внедрили СЭД, чтобы автоматизировать документооборот в разных подразделениях компании, это может стать хорошим фундаментом для автоматизации и других бизнес-процессов. Правда, есть нюанс.
Представьте, что в дополнение к СЭД вы захотели автоматизировать работу отдела закупок. Это можно реализовать двумя способами:
- интегрировать существующую СЭД с внешней системой SRM;
- изначально выбрать единую корпоративную платформу, которую можно масштабировать под разные потребности бизнеса.
Выбирая единую платформу, вы сэкономите средства и время, потому что интеграция разных систем отнимает у компании больше ресурсов, а также могут возникнуть проблемы с синхронизацией и совместимостью. Кроме того, вы:
- снизите нагрузку на IT-специалистов — такой платформой проще управлять;
- уменьшите затраты на обучение — персонал будет работать только в одной системе;
- повысите уровень аналитики — данные будут консолидироваться в единой системе, что повысит эффективность анализа информации;
- улучшите безопасность — у единых систем более строгие меры безопасности.
В качестве единой корпоративной платформы можно выбрать BPM-систему. С её помощью можно не только автоматизировать документооборот, но и множество других процессов, если у компании возникнет такая потребность. Например:
Хотите управлять разными бизнес-процессами на одной платформе?
Используйте российскую BPM-систему «Первая Форма»
Попробовать
Как внедрить СЭД и выбрать подходящего вендора
Внедрение СЭД, как и автоматизация любого другого бизнес-процесса, сопровождается разными рисками и ошибками.
Олеся Николаева
Бизнес-аналитик «Первой Формы»:
Как правило, компании не уделяют должного внимания планированию проекта — неверно определяют метрики успешности, недооценивают важность обучения сотрудников и пытаются автоматизировать 100% процессов на старте.
Если учесть эти нюансы и выбрать подходящего вендора системы, то её внедрение пройдёт максимально безболезненно для сотрудников, а компании смогут увеличить отдачу от инвестиций.
Поскольку «Первая Форма» — не только вендор, но и интегратор СЭД, на основе опыта компании мы создали пошаговую инструкцию, которая поможет грамотно внедрить систему.
Шаг 1: соберите проектную команду
Такой шаг поможет вам успешно управлять процессом внедрения:
- назначьте руководителя проекта, чтобы он мог координировать работу команды;
- соберите специалистов из разных подразделений — бизнес-аналитиков, IT-специалистов, представителей конечных пользователей системы и HR-специалистов;
- определите роли и ответственность каждого участника.
Шаг 2: проанализируйте текущий документооборот в компании
Проведите аудит процессов, установите проблемы в текущем документообороте и определите ключевые зоны, которые вы бы хотели автоматизировать в первую очередь.
Без этого автоматизация может быть неэффективной — вы рискуете перенести устаревшие практики в цифровой формат.
Шаг 3: разработайте дорожную карту проекта
Составьте дорожную карту проекта: определите цели и контрольные точки, разбейте проект на этапы, установите дедлайны и назначьте ответственных. Это облегчит коммуникацию в команде, поможет следить за процессом внедрения системы и создать план проекта, который уже будет состоять из конкретных задач и KPI.
Шаг 4: установите метрики успешности
Определите основные метрики, которые помогут вам оценить эффективность внедрения электронного документооборота. Это могут быть:
- операционные метрики — скорость обработки документов и согласования, количество ошибок, трудозатраты;
- финансовые метрики — экономия на распечатке и пересылке документов;
- метрики качества — прозрачность процессов, оценка сотрудников.
Пример: как установить и зафиксировать метрику по скорости согласования документа
1. Посчитайте среднее время, которое вы тратите на согласование одного документа.
2. Пропишите цель. Например: сократить время согласования на 50%.
3. Мониторьте результаты: после внедрения СЭД регулярно фиксируйте время и сравнивайте его с первоначальными показателями.
4. Корректируйте процесс, если это понадобится. Если метрика не соответствует ожиданиям, анализируйте причины и вносите необходимые изменения в процессы.
Шаг 5: сформируйте список требований к СЭД
Определите ключевые функциональные и технические требования к системе, при этом учитывайте потребности каждого отдела, которые будут использовать систему.
Шаг 6: изучите рынок и выберите вендора системы
Неправильный выбор вендора может привести к сложностям в интеграции и недостаточной поддержке, что сведёт на нет все преимущества автоматизации и повлечёт дополнительные расходы.
Поэтому советуем изучить и проанализировать разные предложения на рынке: оценить стоимость, соответствие системы вашим требованиям и ознакомиться с кейсами компаний. При изучении систем советуем обращать внимание на:
1) Функциональные возможности. Изучите возможности и сопоставьте их с вашими потребностями. Узнайте, можно ли при необходимости масштабировать платформу, есть ли мобильная версия.
2) Интерфейс. Изучите интерфейс системы, чтобы понять, насколько быстро в ней разберутся сотрудники.
3) Технические возможности. Обратите внимание на возможности интеграции, обеспечение безопасности, техническую поддержку и варианты размещения платформы.
После этого сформируйте шорт-лист из 3−5 вендоров, проведите демонстрации и запросите коммерческие предложения. И уже на основе этого делайте выбор.
Шаг 7: подготовьте сотрудников заранее и уделите время их обучению
Сопротивление со стороны сотрудников — одна из сложностей, с которыми сталкиваются компании при автоматизации любого бизнес-процесса. Чтобы его снизить, советуем:
- заранее сообщить персоналу о внедрении;
- подготовить инструкции по использованию платформы;
- проводить тренинги;
- собирать обратную связь;
- автоматизировать процессы постепенно — так у сотрудников будет время привыкнуть к интерфейсу и логике системы;
- назначить ответственных, которые бы отвечали на вопросы сотрудников и помогали адаптироваться.
Шаг 8: протестируйте систему
Проведите тестирование платформы перед полноценным запуском с ключевыми сотрудниками компании. Это поможет вам выявить недочёты и исправить их.
Шаг 9: внедрите систему
Внедряйте СЭД постепенно: разработайте график перехода, назначьте ответственных за внедрение в каждом отделе и организуйте поддержку для пользователей внутри компании.
Шаг 10: следите за метриками и обновлениями системы
Отслеживайте метрики, которые установили ранее, корректируйте процесс, если это будет необходимо и регулярно обновляйте СЭД до актуальных версий.
Подводим итоги
Компании, которые вручную управляют документооборотом, часто сталкиваются с ошибками в документах из-за человеческого фактора, потерей документов и перерасходом средств.
Если компания грамотно подойдёт к выбору СЭД, то благодаря автоматизации процессов она:
- получит экономический эффект в виде снижения затрат на бумажный документооборот;
- перестанет сталкиваться с ошибками в данных и потерей документов;
- повысит производительность сотрудников за счёт ускорения процесса документооборота;
- сократит время согласования документов.
Ищите СЭД, которая бы соответствовала потребностям вашего бизнеса? Переходите на сайт и оставляйте заявку.
FAQ
Какое решение предлагает «Первая Форма» в автоматизации документооборота?
Это система электронного документооборота, построенная на базе BPM-системы — её можно быстро и легко адаптировать под конкретные запросы компании. Более подробно возможности СЭД можно изучить здесь.
Есть ли мобильная версия?
Да, там доступны те же возможности, что и в веб-версии. Узнать больше о мобильном приложении можно здесь.
Какие процессы можно автоматизировать кроме документооборота?
Команда «Первой Формы» может автоматизировать любые бизнес-процессы — от управления проектами, CRM, SRM до HRM, Service Desk и корпоративных коммуникаций. Более подробную информацию можно изучить здесь.
Можно ли настроить интеграцию с другими сервисами?
Да, настроить интеграцию можно с любыми внешними системами по REST API. Например, это могут быть 1С, Диадок или СБИС.
Как обеспечивается безопасность?
На платформе используются шифрование данных и режим конфиденциальности, разграничение прав доступа и двухфакторная аутентификация.
Где размещается решение?
Доступны два варианта:
- на сервере компании — On-premises;
- в облаке — SaaS.
Можно ли настроить систему самостоятельно?
Да, вы можете пройти обучение и развивать платформу самостоятельно.