Найти в Дзене

Обещали ужастик, а подсунули пазл без финала — Обзор фильма "Криптик" 2024г

Оглавление

Ох, друзья-мазохисты, любители пощекотать нервишки (или просто потратить время впустую), сегодня у нас на разделочном столе канадское "чудо" под названием "Криптик". Знаете, есть такое выражение: "первый блин комом"? Так вот, дебютный режиссер Кортни Рой, видимо, решила, что сразу нужно печь не блин, а какую-то многослойную, подгоревшую и откровенно недопеченную запеканку. Сценарист Пол Бромли, похоже, тоже решил не отставать и накрошил в эту запеканку все, что под руку попалось: тут вам и драма, и мистика, и триллер, и все это длится целых 96 минут! Полтора часа вашей жизни, которые можно было бы потратить, ну, не знаю, на созерцание сохнущей краски – и то было бы динамичнее!

Так, о чем же сие "произведение"? Жила-была некая Кей Холл, дамочка настолько замкнутая, что ее социальные навыки, видимо, ушли в тот же поход на пик Крипто, куда и она сама отправилась. А пик этот, как вы понимаете, не просто живописное местечко, а рассадник легенд о таинственной твари и, вишенка на торте, место исчезновения криптозоолога Барбары Валентайн. Ну, классика жанра: если хочешь приключений на свою пятую точку – иди туда, где все пропали. И что вы думаете? Наша Кей, естественно, сталкивается с "загадочным созданием". И тут начинается самое "веселое": создание это, видимо, по совместительству еще и гипнотизер-склерозатор, потому что у Кей тут же отшибает память. Все, финита ля комедия, занавес. Теперь она, как потерявшийся в трех соснах ежик, пытается понять, кто она такая и что вообще происходит. Звучит интригующе? Погодите радоваться.

Лесной кошмар, где ты сам себе не рад, а остальные – и подавно

Главная героиня решила, что лучший способ самопознания – это прогулка по лесу с репутацией черной дыры для туристов? "Криптик" хватает вас за шкирку и тащит в эту чащу, где Кей Холл, видимо, возомнила себя героиней квеста "Найди себя или умри, пытаясь". Только вот вместо "себя" она находит какую-то мохнатую жуть, которая не просто пугает, а буквально форматирует ей жесткий диск в голове. Представьте, что ваш мозг – это компьютер, а эта тварь подходит и такая: "Ctrl+A, Delete, Enter". И вот она, наша бедолага, бродит по этому лесу, пытаясь из ошметков воспоминаний собрать хоть какой-то пазл своей личности. Вроде бы завязка – огонь, да? Но не спешите поджигать фитиль своих ожиданий, а то обожжетесь.

-2

Дальше сценарий начинает напоминать клубок, который с энтузиазмом запутывал пьяный кот. Кей встречает каких-то людей, которые с честными глазами утверждают, что они ее друзья и коллеги. Но для нее их лица – это как попытка прочитать инструкцию к китайскому гаджету: вроде буквы знакомые, а смысл ускользает. В какой-то момент (видимо, для остроты ощущений) в ее дом врывается какой-то злодей. И что делает наша Кей? Правильно, как истинный лемминг, бежит обратно в лес! Этот лес, похоже, стал для нее персональным бермудским треугольником, куда ее тянет с неодолимой силой. Цель у нее туманна, как утро в этом самом лесу: то ли найти Барбару, то ли себя, то ли эту зверюгу. Честно говоря, к середине фильма я уже сам запутался, чего она там ищет. Каждый новый персонаж – это как очередной продавец на рынке, который вместо ответа на вопрос "Сколько стоит?" подсовывает тебе "свежий" анекдот или туманный намек. Это как пытаться разгадать кроссворд, где все слова – анаграммы, а половина букв стерта.

-3

Фильм так плавно перетекает из категории "ой, что-то в кустах шуршит" в "детективную драму имени Шерлока Холмса на минималках", что вы и моргнуть не успеете. Кей, как персонаж затянувшегося ночного кошмара, начинает копаться в своем прошлом, но вместо ответов находит лишь новые ребусы. Внезапно выясняется, что она была просто одержима поисками той самой Барбары Валентайн – криптозоолога, сгинувшей три года назад в этих же лесах в погоне за этим же мистическим существом. И тут начинается самое "интересное" (читай: самое предсказуемое или самое запутанное, выбирайте сами). Кей то ли до смешного похожа на Барбару, то ли это вообще один и тот же человек, а амнезия – это такой хитрый сюжетный ход. Фильм вам этого не скажет, он лишь загадочно улыбнется и подкинет еще пару "улик", от которых голова идет кругом. Знаете, это как найти чей-то старый дневник: страницы вырваны, почерк неразборчивый, а то, что удалось прочитать, вызывает больше вопросов, чем ответов. Вроде бы что-то улавливаешь, какую-то общую канву, но в итоге только злишься на автора за такую халтуру.

-4

А кульминация? Ну, как вам сказать… Она как бы есть, но ее как бы и нет. Не ждите, что вам тут все разложат по полочкам и подадут на блюдечке с голубой каемочкой. Фильм бросает вас в самую чащу этого дремучего леса, где Кей то ли вот-вот раскроет тайну личности Барбары (или своей собственной), то ли наткнется на логово того самого зверя. Кстати, о звере: он появляется в кадре так редко и так ненадолго, что складывается впечатление, будто у него был контракт на очень ограниченное количество съемочных дней, и он просто забегал на площадку "поздороваться". И вот ты сидишь, весь в напряжении, ждешь, что сейчас-то все пазлы сложатся, все ниточки свяжутся… А "Криптик" просто пожимает плечами, мол, "ну, как-то так", и растворяется в тумане титров, оставляя вас с чувством легкого (или не очень) недоумения и вопросом: "А что это вообще было, а?". В общем, если хотите посмотреть кино, после которого захочется задавать вопросы не о смысле жизни, а о том, на что вы потратили полтора часа, – "Криптик" ждет вас. Только потом не говорите, что я не предупреждал.

Итог: Загадка в лесу, которая забыла, зачем нас позвала

Ну что, мои дорогие ценители качественного кошмара (и те, кто случайно забрёл на этот огонёк отчаяния), снова ваш покорный слуга, гуру ужасов, готов препарировать очередной "шедевр". И знаете, какой итог? «Загадка в лесу, которая позвала на вечеринку, а сама на неё не пришла».

-5

Бывало у вас такое чувство, будто жизнь подсовывает вам головоломку, а потом, ехидно хихикая, прячет половину деталей и инструкцию? А теперь умножьте это чувство на десять, добавьте амнезию, жуткого лесного зверя, который, кажется, знает ваш пин-код от банковской карты, и вуаля – вы в мире фильма "Криптик". Канадский триллер 2024 года, который на афише обещает вам погружение в мистический ужас, а на деле. Давайте-ка копнем поглубже, что же там сценаристы наворотили и почему этот фильм, несмотря на пару проблесков разума, скорее вызывает желание вырвать себе волосы, чем дрожать от страха.

-6

Сюжетец "Криптика" — это, тот еще аттракцион. Представьте себе лабиринт Минотавра, только вместо Минотавра там бегает растерянная главная героиня, а вас туда закинули без нити Ариадны, да еще и с мешком на голове. Наша Кей, после рандеву с каким-то лесным чудищем (которое, видимо, подрабатывает стирателем памяти на полставки), оказывается в центре клубка загадок. Кто она такая? Какого лешего она так одержима поисками этой Барбары Валентайн, криптозоолога, пропавшей три года назад, как будто та ей денег должна? И что это за монстр бродит по лесу, то ли пытаясь ей помочь найти вай-фай, то ли наоборот, собираясь устроить ей незабываемый ужин (в качестве главного блюда)? Идея, конечно, не лишена изящества: заставить зрителя чувствовать себя таким же потерянным, как и Кей. Первые полчаса это даже работает – ты реально ощущаешь себя так, будто проснулся на чужой свадьбе в костюме водолаза и пытаешься понять, где твои ласты и почему невеста называет тебя "мой котик". Но вот в чем загвоздка: фильм так упивается этой атмосферой "я ничего не понимаю, и вы тоже не поймете", что напрочь забывает, что иногда зрителю нужны ответы. Хотя бы на вопрос "зачем я это смотрю?".

-7

Сценарист Пол Бромли и режиссер Кортни Рой, видимо, решили, что они самые хитрые, и пытаются держать нас в напряжении, подбрасывая "таинственные" подсказки: то кто-то что-то недоговорит, то какой-то персонаж посмотрит так, будто знает тайну Бермудского треугольника, то промелькнет намек на то, что Кей и Барбара – это как два сапога пара, только один из них потерялся. Но к середине фильма это превращается в игру "кто кого перетерпит": вы сюжет или он вас. События ползут с грацией беременной черепахи, и ты уже начинаешь мысленно составлять список покупок, думая: "Ребята, я понял, Кей в прострации, заблудилась, амнезия, все дела. Может, уже хоть какой-то экшен? Или хотя бы еще одно появление монстра, а то он, похоже, в отпуске". Ассоциация? Это как если бы вам пообещали грандиозный салют на Новый год, а вместо этого вручили одинокий бенгальский огонек и сказали: "Ну, дальше сам как-нибудь, включи воображение, это же артхаус!". Кульминация, которая по идее должна была расставить все точки над "ё", в итоге просто пшикает, как проколотый воздушный шарик, оставляя вас с таким количеством вопросов, что хватит на три сезона сериала: так Кей и Барбара – это один человек или две разные заблудившиеся души? Что это за зверь такой любвеобильный и почему он не боится лесных пожаров? И самое главное – почему я должен сам додумывать финал, как будто я сценарист на аутсорсе?

-8

Не поймите меня превратно, дорогие мои, в этом болоте сюжета есть и пара светлых пятен. Идея с амнезией, наложенной на одержимость другим человеком, – это, знаете ли, не каждый день увидишь. И первые акты действительно затягивают своей гнетущей атмосферой неопределенности. Ты буквально влезаешь в шкуру Кей, когда она сталкивается с "друзьями", которые для нее – чужие люди с улицы, или когда она удирает от ночного визитера, не понимая, он за ней или за кем-то еще. Но вот что выводит из себя: фильм так отчаянно пытается быть загадочным, что забывает быть интересным. К финалу ты не получаешь ни ответов, ни облегчения, ни даже желания пересмотреть – только стойкое ощущение, что тебя надули, как на ярмарке с беспроигрышной лотереей. Сцены с монстром, которые по идее должны вызывать мурашки размером с кулак, появляются так редко, что ты успеваешь забыть, как он выглядит. А эти, с позволения сказать, "скользкие" сексуальные сцены с этим существом… Ребят, это вообще что было? Это не пугает, не интригует, это вызывает чувство неловкости, как будто ты случайно подсмотрел за чем-то очень личным и очень странным, вроде чтения чужих фанфиков категории NC-17.

-9

Сравнивать "Криптик" с настоящими титанами ужасов – это все равно что сравнивать домашний лимонад с выдохшимся газом с бутылкой коллекционного шампанского. Если вы настроились на что-то в духе "Ведьмы из Блэр" или зубодробительного "Репортажа", то здесь вы найдете лишь бледную тень хоррора, застенчиво выглядывающую из-за угла. Это, скорее, очень медленный триллер, который изо всех сил пытается казаться артхаусом, но у него не хватает ни смелости, ни таланта. Представьте, что вам подарили шикарно изданную книгу с невероятно интригующей обложкой, а внутри – половина страниц пустые, а остальные напечатаны таким мелким и неразборчивым шрифтом, что хочется плакать. В итоге "Криптик" — это не то чтобы полный провал, но и до успеха ему как до Луны пешком. Фильм заслуживает робкой похвалы за попытку создать атмосферу и за пару действительно красивых лесных пейзажей (оператор старался, это видно). Но сюжет, который должен быть становым хребтом любого фильма, здесь оказывается просто химерой, иллюзией, которая рассеивается, так и не успев напугать. Мой вердикт, мои дорогие любители острых ощущений: это кино для тех, кто обожает сам достраивать сюжетные линии и разгадывать загадки, на которые авторы забили. Но если вы, как и я, цените четкую развязку, пару-тройку добротных скримеров и внятную историю, то "Криптик" оставит вас в том самом лесу – потерянными, слегка обманутыми и чертовски раздраженными. Не наступайте на эти грабли, лучше пересмотрите что-нибудь проверенное!

Друзья, не забывайте ставить лайки, комментировать и подписываться на наш Дзен, чтобы не пропустить новые киноразборы! А ещё заглядывайте в наш Telegram-канал t.me/movies_revies — там тоже куча интересного!