Соединение, вдохновленное кровью комодского варана, показало невероятные результаты в борьбе с бактериальными инфекциями у мышей и ускорило заживление ран. Неужели легенды не врали?
В одних мифах кровь дракона – ядовитая, мерзкая субстанция. В других – она обладает магическими свойствами, излечивая болезни и делая обычных смертных неуязвимыми. Когда речь заходит о крови настоящих комодских варанов (которых часто называют драконами), обе точки зрения могут содержать зерно истины.
Согласно статье, опубликованной в журнале Biofilms and Microbiomes, пептид, имитирующий молекулу, найденную в крови дракона, способен уничтожать бактерии, помогая ранам заживать быстрее.
Исследователи протестировали это соединение на мышах с кожными повреждениями и обнаружили, что лечение, полученное из «драконьей» крови, помогло ранам закрыться быстрее. Если лечение окажется успешным в испытаниях на людях, оно может однажды стать новым оружием в битве против устойчивых к антибиотикам бактерий, которые становятся все более смертоносными, а также против биопленок — прочных скоплений бактерий, часто непроницаемых для антибиотиков.
В погоне за «драконом»: Как все начиналось
С 2009 года Моник Ван Хук и Барни Бишоп из Университета Джорджа Мейсона занимаются поиском новых антимикробных агентов. Хотя их лаборатории специализируются на бактериологии и биохимии соответственно, они также являются «биоразведчиками», ищущими новые лекарственные соединения в крови аллигаторов и других древних организмов.
Это исследование началось, как и многие великие приключения, с нескольких столовых ложек крови комодского варана. Храбрые сотрудники Фермы Аллигаторов и Зоопарка Святого Августина во Флориде загнали варана в клетку, чтобы ветеринар мог взять кровь из области хвоста — подальше от его токсичной пасти. (Ван Хук и Бишоп подчеркнули, что ни один комодский варан, находящийся под угрозой исчезновения, не пострадал во время этого эксперимента.)
До недавнего времени ученые считали, что комодские вараны убивают добычу силой своей «грязной» пасти, вызывая у жертвы смертельную бактериальную инфекцию через укус. Это предположение было оспорено в 2013 году, когда исследователи не смогли идентифицировать в пасти варана бактерии, которые могли бы вызвать такую быструю и смертельную инфекцию. Но, как отмечает Бишоп, то исследование проводилось на животных из зоопарка, тогда как дикие вараны, вероятно, подвергаются воздействию большего количества микробов. Так что вопрос о том, обладают ли комодские вараны способностью вызывать мгновенный сепсис, все еще открыт.
Биоразведка: От крови к лекарству
Ван Хук и Бишоп предположили, что если комодские вараны действительно являются носителями этих вредных бактерий, у них также должна быть какая-то дополнительная иммунная защита, чтобы избежать заражения самим. Поэтому они проанализировали кровь варана и идентифицировали сотни соединений с потенциальными противомикробными свойствами. Среди них, по словам Ван Хук, особенно выделялся пептид под названием VK25. Предварительные тесты показали, что он способен убивать бактерии, очищать биопленки и способствовать заживлению.
При создании синтетической версии пептида, названной DRGN-1, исследователи немного изменили структуру VK25, чтобы повысить его эффективность. Затем они протестировали его против двух бактерий, которые обычно инфицируют кожные раны: Pseudomonas aeruginosa (синегнойная палочка) и Staphylococcus aureus (золотистый стафилококк).
Они нанесли биопленку из этих двух бактерий на кожные раны мышей шириной 6 миллиметров, а затем измерили, насколько хорошо заживали раны при лечении DRGN-1 по сравнению с VK25, LL-37 (антимикробный пептид, обнаруженный у людей) или вообще без лечения.
Результаты оказались впечатляющими:
- Через четыре дня после первого лечения раны, обработанные DRGN-1, были значительно меньше остальных.
- К шестому дню количество бактерий было значительно ниже в группах DRGN-1 и LL-37, чем в других.
- А к 11-му дню раны, обработанные DRGN-1, полностью зажили, в то время как остальные — нет.
В совокупности результаты показывают, что DRGN-1 убивает бактерии, разрушает биопленки и помогает организму быстрее восстанавливаться.
«Это атака по трем направлениям», — говорит Бишоп.
Он и Ван Хук считают, что пептид может стать полезным дополнением к кремам для местного применения, предназначенным для лечения кожных повреждений и инфекций. В частности, он может бороться с трудно поддающимися лечению биопленками, которые вызывают диабетические язвы стопы и пролежни, способные привести к летальному исходу.
Что дальше?
Однако предстоит еще много работы, прежде чем это станет реальностью.
«Мы провели некоторые исследования безопасности и эффективности и показали, что он не токсичен, — говорит Ван Хук. — Теперь нам нужно расширить эти исследования, а также искать финансирование для проведения клинических испытаний [на людях]».
Путь от лаборатории до аптеки долог, и лекарства, которые выглядят многообещающе в исследованиях на мышах, часто не работают на людях. К сожалению, волшебных зелий не существует — даже если они сделаны из крови дракона. Но кто знает, возможно, именно в секретах древних существ, таких как комодский варан, и кроется ключ к решению многих современных медицинских проблем. Будем следить за новостями!