Кто не знает додо? Эта неуклюжая нелетающая птица с огромным клювом и тучным телом увековечена в массовой культуре с момента своего исчезновения около трехсот лет назад. Правда, в основном как символ вымирания, отсталости и откровенной глупости (вспомните хотя бы мультфильм «Ледниковый период», где за три минуты всю популяцию додо превратили в объект для шуток). Однако свежее исследование предполагает, что додо были на самом деле довольно сообразительными, даря немного запоздалой справедливости этим несчастным птицам. Результаты опубликованы в «Зоологическом журнале Линнеевского общества».
Островная жизнь и трагический финал
Додо (Raphus cucullatus) обитал на острове Маврикий – его единственном доме – у юго-восточного побережья Африки. Там он беззаботно бродил, вероятно, питаясь фруктами, орехами или вылавливая морских беспозвоночных из прибоя. Естественных врагов у него на острове не было, а летать он не умел. В 1507 году в гавань острова вошли португальские корабли, и это стало началом конца для диковинной птицы. Их упитанные тельца оказались слишком вкусной и легкой добычей для волн последующих мореплавателей. Спустя столетие додо вымерли.
Загадка додо и трудности изучения
Частично слава додо объясняется его необычной экологией и внешним видом — пойманных птиц привозили в Европу, где их зарисовывали и изучали. Однако, несмотря на этот интерес, многое о странном создании до сих
пор неизвестно. Хорошо сохранившиеся останки недавно вымерших видов — большая редкость, в основном потому, что во времена их исчезновения естественнонаучные коллекции только зарождались.
Биолог Евгения Голд из Американского музея естественной истории, ведущий автор исследования, решила побольше узнать об образе жизни додо, изучив морфологию и объем его мозга. «Додо — такой классический символ в массовой культуре и такая редкая находка в коллекциях, что мы захотели провести более расширенный анализ его мозга», — говорит Голд. Используя полный череп додо из Музея естественной истории в Лондоне, Голд и ее коллеги с помощью компьютерной томографии (КТ) воссоздали цифровую модель мозговой полости птицы.
Неожиданные выводы: умнее, чем казалось
Оказалось, что общий размер мозга додо по отношению к массе его тела очень похож на таковой у его ближайших ныне живущих родственников — голубей. Голд, однако, отмечает, что «размер мозга — это, конечно, не единственный показатель интеллекта, но это хороший косвенный признак, когда других данных нет». И прежде чем городские жители презрительно хмыкнут при упоминании голубей, стоит вспомнить: голуби весьма умны, что доказывает их способность к дрессировке. «Возможность эффективно общаться с животным (в данном случае, в форме дрессировки) помогает нам считать его более разумным», — говорит Голд. Означает ли это, что додо тоже можно было бы дрессировать? «Думаю, при достаточном терпении и правильном подходе, это было бы возможно».
Почему же их считали глупцами?
Так почему же этих птиц столько лет считали глупыми? Что они сделали, чтобы заслужить такую репутацию? Можно предположить несколько причин.
Первая, и наиболее вероятная, заключается в том, что, будучи островными животными, никогда не встречавшими естественных хищников, они совершенно не боялись людей. Чем это закончилось, вы знаете. Голд предполагает: «Возможно, тот факт, что они не летали, привел к мысли, что они были слишком глупы, чтобы летать».
Вторая причина, возможно, кроется в их нелепой внешности. У них были довольно крупные, приземистые тела, немного выпученные глаза и огромные «гудящие» клювы — довольно комичное зрелище. (Кстати, исследование Голд также обнаружило, что у додо была увеличенная обонятельная область мозга, что указывает на развитое обоняние. Это необычно для птиц, которые обычно больше полагаются на зрение). Вне зависимости от причины, птица стала широко известна почти исключительно благодаря своему вымиранию.
А может быть, все это было просто способом заставить нас чувствовать себя лучше от того, что мы их истребили?
Запоздалое признание?
Оправдает ли это наконец додо, над которым столько насмехались? Вероятно, нет. Но, несмотря на всю критику, которую птица получала на протяжении веков, нынешние жители Маврикия, ее старой родины, всегда стойко защищали репутацию додо. Он не только является геральдическим щитодержателем на гербе страны, но даже служит талисманом для Brasseries de Bourbon, единственного производителя пива на соседнем острове Реюньон. Так что, поднимем бокал за додо!