Найти в Дзене
Киноманыч

Как снимали “Осенний марафон”: байки Данелии и Басилашвили

Оглавление

“Осенний марафон” — это не просто фильм, а зеркало, в котором многие узнавали себя. Вышедшая в 1980 году трагикомедия Георгия Данелии о переводчике Андрее Бузыкине, разрывающемся между женой, любовницей и долгом, стала классикой. Но за кадром творилось не меньше драм и курьёзов, чем на экране. Сегодня вспомним, как снимали эту ленту, через байки режиссёра Данелии и актёра Олега Басилашвили, сыгравшего Бузыкина.

Сценарий, который чуть не стал пьесой

Всё началось с Александра Володина, чей сценарий “Горестная жизнь плута” пылился на “Мосфильме”. Драматург хотел видеть режиссёром только Данелию, даже пригрозив: “Не возьмёшься — переделаю в пьесу для театров!” Данелия, тогда глава объединения комедийных фильмов, сначала отмахнулся, предложив текст молодым коллегам Юрию Кушнерёву и Василию Харченко. Но те не потянули, и Георгий Николаевич взялся сам. Позже он признавался: “Бузыкин — это немного я. Снимал легко, потому что знал эту историю изнутри”. Сценарий переписали, смягчив название до “Осенний марафон”, чтобы подчеркнуть “осень жизни” героя и его бесконечный бег.

Басилашвили: “Я не Бузыкин, но стал им!”

-2

Главную роль — Андрея Бузыкина, интеллигента, не умеющего говорить “нет”, — изначально писали под Александра Калягина. Но Данелия, переработав сценарий, решил, что Калягин слишком экспрессивен. Начались пробы: Леонид Куравлёв, Станислав Любшин, Николай Губенко — “вся актёрская сборная СССР”, как шутил режиссёр. Никто не попадал в образ растерянного переводчика. Ассистентка Елена Судакова упорно предлагала Олега Басилашвили, но Данелия ворчал: “Он же властный, как в фильмах Рязанова! Не Бузыкин!”.

Судакова пошла на хитрость. Она вызвала Басилашвили из Ленинграда на “Мосфильм” без ведома режиссёра. Данелия, увидев актёра, растерялся, но из вежливости согласился на пробы. Они не впечатлили — Олег провалил дубли, не понимая, как играть человека с “двойной жизнью”. Но всё решил случай. Данелия подвозил Басилашвили до Покровских ворот и в зеркале заднего вида заметил, как актёр, выйдя из машины, стал суетливым: кепка набок, шаг вперёд — два назад. “Это же Бузыкин!” — воскликнул режиссёр и утвердил Олега без новых проб. Позже выяснилось, что Судакова подговорила Басилашвили “сыграть” нерешительность на улице, зная, что Данелия подсмотрит.

Сам Басилашвили вспоминал: “Я не понимал Бузыкина. Любил жену, не изменял — мне это казалось утрированным. Спрашивал Данелию: “Что он чувствует?” Георгий отвечал: “Играй, как будто боишься всех обидеть”. Только годы спустя, пережив развод, я понял, о чём снимали”. Его игра — тонкая, без обаяния, с “проворовавшимся” выражением лица — сделала Бузыкина живым и трагичным.

Данелия: “Снимал про себя, но не всё рассказал”

-3

Данелия не скрывал, что “Осенний марафон” — личная история. “Я трижды женился, был в таких треугольниках. Бузыкин — отчасти я, только без третьего выхода,” — шутил он. Режиссёр внёс в сценарий свои переживания, сделав фильм “мужским кошмаром” о невозможности выбора. Он даже снялся в эпизоде — сыграл немецкого офицера Отто в фильме про разведчиков, который смотрят Бузыкины. Заметить его сложно, но это была его “пасхалка”.

Одна из баек Данелии — про Госкино. Чиновники требовали “добавить секунды” в финал, чтобы Бузыкин “добежал до залива”. Данелия ничего не изменил, но соврал, что добавил кадры. “Теперь лучше!” — одобрили в Госкино, не заметив подвоха. Ещё он хитрил на съёмках с Норбертом Кухинке, игравшим датского профессора Хансена. Немецкий журналист, не актёр, не мог сыграть реакцию на водку (актёры пили воду). Данелия велел налить настоящую водку — и сцена с гримасой Кухинке вошла в фильм.

Актёры и роли: звёзды, которые спорили

-4

Каст “Осеннего марафона” — созвездие: Наталья Гундарева (Нина, жена Бузыкина), Марина Неёлова (Алла, любовница), Евгений Леонов (Харитонов, сосед), Галина Волчек (Варвара, коллега). Каждый внёс что-то своё. Гундарева, которой было всего 30, переписала сцены Нины, чтобы та не казалась “уставшей старухой”. Её героиня получилась живой и ранимой. Неёлова, наоборот, защищала Аллу, играя её мягче, чем хотел Данелия, который видел любовницу циничной. “Марина играла себя, она знала эту боль,” — говорил режиссёр. Волчек, утверждённая сразу как подруга детства Данелии, жаловалась на роль “монстра” и добавила Варваре человечности. Она так переживала из-за своей родинки на носу, что свела её после премьеры.

Леонов, игравший пьяницу-философа Харитонова, получил роль благодаря Судаковой, настоявшей на расширении его персонажа. Данелия благодарил её: “Женя сделал соседа объёмным, почти главным”. А вот Кухинке, сыгравший Хансена, попал в фильм случайно: Данелия увидел его, экс-прыгуна в длину, через знакомых и “взял измором”, хотя тот отказывался.

Байки со съёмок: от стеснения до шуток

-5

Съёмки не обошлись без курьёзов. Басилашвили, примерный семьянин, жутко стеснялся единственной постельной сцены с Неёловой. “Я краснел, путался, спрашивал Данелию: “Зачем это?” Он смеялся: “Олег, просто лежи и не дёргайся!”” — вспоминал актёр. В итоге сцена получилась неловкой, как и сам Бузыкин. Ещё одна забавная деталь: в эпизоде, где Бузыкин звонит Алле из автомата, рядом играет девочка — это Ксения, трёхлетняя дочь Басилашвили.

Данелия любил шутки в титрах. Имя Рене Хобуа, строителя, которого случайно таскали на площадку, он добавил в титры “Осеннего марафона” и потом вставлял в каждый свой фильм. А ещё режиссёру снился сон, что директор “Мосфильма” спрашивает: “Куда бежит Бузыкин? Там же Финский залив!” Это стало его личной метафорой фильма.

Почему фильм стал культовым?

“Осенний марафон” получил призы в Венеции, Берлине, Сан-Себастьяне и Госкино РСФСР. Он мог претендовать на “Оскар”, но ввод войск в Афганистан в 1979-м закрыл эту дверь. Картина трогает своей честностью: Бузыкин не герой и не злодей, а человек, запутавшийся в желании быть хорошим для всех. Данелия и Басилашвили создали портрет “осени жизни”, который остаётся актуальным.

Какой момент “Осеннего марафона” запал вам в душу — бег Бузыкина или споры Харитонова? Пишите в комментариях, делитесь своими VHS-воспоминаниями и подписывайтесь — впереди новые истории о советском кино, которое не стареет!