Много лет назад патриарх Алексий II лично проводил литию – торжественное богослужение, совершаемое вне храма. Как водится, за ним шла целая толпа протоиереев и иереев. Но первым гордо шествовал церковный кот, который, таким образом, возглавил процессию.
После окончания мероприятия патриарх попросил принести кота к нему, и шутливо обратился к пушистику: «Кот, а кот! Что же ты Устава не знаешь?! Разве можно выходить на литию впереди Патриарха?» Правда, усатый-полосатый не усвоил урок литургии, и впоследствии повторял свою ошибку.
Этот случай является показательным, поскольку сам глава Русской православной церкви подтвердил, что коты в некотором роде уважаются в восточном христианстве. Их не только держат при церквях и монастырях во множестве, но даже допускают во внутренние православных помещения монастырей и храмов.
Почему же возникла такая традиция?
Нужно сказать, что в западных направлениях христианской веры репутация у кошек исторически была не очень. Даже в 20-м веке некоторые римские папы избегали этих животных. Но это было связано отнюдь не с каноническим правом или библейскими преданиями. Это, так сказать, наследие борьбы с язычеством, которое далеко не сразу уступило свое место новой вере.
Традиция почитания кошек пришла в Рим из Египта. Поскольку в стране пирамид государство содержало огромные запасы зерна, для защиты этих хранилищ от грызунов привлекали тех животных, которые были врагами мышей и крыс по своей природе. Со временем египтяне начали обожествлять кошек и даже посвящали им целые храмы.
В римскую эпоху Египет стал главным поставщиком продовольствия для столицы империи и всей Италии. Зрелища в вечном городе были свои, а вот хлеб привозили из страны пирамид. В конечном счете квириты точно также начали поклоняться кошкам, вырезали их в камне, возносили молитвы.
Вот почему уже в раннем христианстве кошки стали ассоциироваться с римским язычеством. И католическая церковь впоследствии начала вести с этими суевериями суровую борьбу. Кошек называли порождением дьявола, спутницами ведьм, слугами сатаны.
Но у восточного христианства была другая история. Египет остался частью Византийской империи, поэтому у православия не было иррационального страха к этому полезному и такому милому животному. В итоге никто не гонял ни в чем неповинных котов, напротив, их держали в качестве компаньонов и ценили, как борцов с вредителями.
Тем более, что каждая церковь в иные времена представляла из себя мини-библиотеку. Чтобы сохранить древние фолианты священники были вынуждены держать там котов. Ведь это очень чистоплотное животное, которое не создает никаких проблем, если оно хорошо воспитано. Уже в старых русских монастырях в воротах были специальные отверстия для кошек. Помимо прочего, русские иереи часто использовали их зимой в качестве живых грелок.
Строго говоря, в православии нет никаких законов ни в пользу, ни против котов. Но традиция дозволяет им входить в церковь, отрицая это право за собаками, которые шумные и не всегда чистые. Верующие в этом случае вспоминают сразу два древних предания.
Согласно первому, кошка спасла всех животных и род людской, когда поймала мышь, пытавшуюся прогрызть Ноев ковчег. Второй случай связан с самим Иисусом. Когда он только родился и замерзал в стылой пещере, его согревала рыжая кошка. Вот почему православное христианство так почитает котов.