Найти в Дзене

Карлсон, которого мы заслужили. Почему эгоист с мотором стал символом уюта

Оглавление

Он жадный, ленивый, наглый.
Не работает. Не взрослеет.
Требует варенья, похвалы и внимания.

В любой другой истории – антигерой.
Но в советской – любимец миллионов.

Как так вышло, что Карлсон стал символом добра, а не моральной катастрофы?

Карлсон как симптом

«Если родители не уделяют ребёнку достаточно внимания, у него появляется Карлсон», – говорила Астрид Линдгрен.

В оригинальных книгах он вовсе не милый проказник. Он – тревожный сигнал.
Вымышленный друг, который приходит к одинокому ребёнку. Не из доброты – из отсутствия любви.

Карлсон не заботится. Он требует.
Он не помогает. Он хвастается.
Он не растёт. Он паразитирует.

Так его и задумывала Линдгрен – как отражение детской боли.

Советский апгрейд: операция «обаяние»

Но в СССР с Карлсоном случилось чудо.

Мультфильм Бориса Степанцева, голос Василия Ливанова, уютные интерьеры и музыка – всё это полностью меняет восприятие героя.

Те же поступки, что в книге вызывали тревогу – в мультфильме вызывают смех.

Почему?

Потому что Карлсон попал туда, где его действительно ждали.

Когда страна нуждается в друге

В Советском Союзе детям не хватало многого – но особенно тепла и внимания.

Карлсон заполнил пустоту. Он стал тем, кого не хватало: весёлым, беззаботным, своим.

И неважно, что морально он хромает.
Он нужен – и этого достаточно.

А вот фрёкен Бок – антагонист?

Няня, которая наводит порядок, становится врагом №1.

Хотя она просто выполняет свою работу.
Она не злодей. Но она –
без тепла.

А в нашем культурном коде порядок без любви = тирания.
Поэтому Карлсон, который её доводит до истерики, кажется нам освободителем.

Подмена смысла – или сила культуры?

В Швеции Карлсон – сигнал бедствия.
В СССР – сказка о добром друге.

Та же история.
Разный контекст.
Абсолютно разные выводы.

Культура умеет переосмысливать даже тревожное, превращая его в светлое.

А теперь – посмотрите ещё раз

Включите мультфильм.
Но не глазами ребёнка.
А глазами взрослого.

Вы увидите не сказку, а притчу о внутренних пустотах.

Кто-то заполняет их родительской любовью.
Кто-то – книгами.
Кто-то – воображаемыми друзьями с мотором.

А кто-то – вареньем, шумом и фразой:
«Спокойствие, только спокойствие!»

А вы что думаете?

Карлсон – это милый шалопай или образ эмоциональной дыры?
Делитесь в комментариях.
И подписывайтесь – будет ещё много разборов знакомых героев под неожиданным углом.

Стоп-кадры

Малыш:

-2

Карлсон:

-3

Привидение, дикое, но симпатишное:

-4

Подробнее ознакомится с моими отзывами на книги и фильмы можно на Айри, здесь.