Он жадный, ленивый, наглый.
Не работает. Не взрослеет.
Требует варенья, похвалы и внимания.
В любой другой истории – антигерой.
Но в советской – любимец миллионов.
Как так вышло, что Карлсон стал символом добра, а не моральной катастрофы?
Карлсон как симптом
«Если родители не уделяют ребёнку достаточно внимания, у него появляется Карлсон», – говорила Астрид Линдгрен.
В оригинальных книгах он вовсе не милый проказник. Он – тревожный сигнал.
Вымышленный друг, который приходит к одинокому ребёнку. Не из доброты – из отсутствия любви.
Карлсон не заботится. Он требует.
Он не помогает. Он хвастается.
Он не растёт. Он паразитирует.
Так его и задумывала Линдгрен – как отражение детской боли.
Советский апгрейд: операция «обаяние»
Но в СССР с Карлсоном случилось чудо.
Мультфильм Бориса Степанцева, голос Василия Ливанова, уютные интерьеры и музыка – всё это полностью меняет восприятие героя.
Те же поступки, что в книге вызывали тревогу – в мультфильме вызывают смех.
Почему?
Потому что Карлсон попал туда, где его действительно ждали.
Когда страна нуждается в друге
В Советском Союзе детям не хватало многого – но особенно тепла и внимания.
Карлсон заполнил пустоту. Он стал тем, кого не хватало: весёлым, беззаботным, своим.
И неважно, что морально он хромает.
Он нужен – и этого достаточно.
А вот фрёкен Бок – антагонист?
Няня, которая наводит порядок, становится врагом №1.
Хотя она просто выполняет свою работу.
Она не злодей. Но она – без тепла.
А в нашем культурном коде порядок без любви = тирания.
Поэтому Карлсон, который её доводит до истерики, кажется нам освободителем.
Подмена смысла – или сила культуры?
В Швеции Карлсон – сигнал бедствия.
В СССР – сказка о добром друге.
Та же история.
Разный контекст.
Абсолютно разные выводы.
Культура умеет переосмысливать даже тревожное, превращая его в светлое.
А теперь – посмотрите ещё раз
Включите мультфильм.
Но не глазами ребёнка.
А глазами взрослого.
Вы увидите не сказку, а притчу о внутренних пустотах.
Кто-то заполняет их родительской любовью.
Кто-то – книгами.
Кто-то – воображаемыми друзьями с мотором.
А кто-то – вареньем, шумом и фразой:
«Спокойствие, только спокойствие!»
А вы что думаете?
Карлсон – это милый шалопай или образ эмоциональной дыры?
Делитесь в комментариях.
И подписывайтесь – будет ещё много разборов знакомых героев под неожиданным углом.
Стоп-кадры
Малыш:
Карлсон:
Привидение, дикое, но симпатишное:
Подробнее ознакомится с моими отзывами на книги и фильмы можно на Айри, здесь.