Несколько лет назад, просматривая фотографии из архива рок-группы "Аракс", обратил внимание на групповую фотографию ансамбля. Узнать Тимура Мардалешвили, Сергея Рудницкого, Вадима Голутвина, Анатолия Алешина и Евгения Маргулиса не составило большого труда, а вот еще один участник той фотосессии долгое время оставался для меня загадкой.
До тех пор, пока один из знатоков не объяснил мне, что это Валерий Андреев. Конечно, я был наслышан о Валерии Гольденберге известном под фамилией Андреев, знаменитом концертном администраторе. Еще в советские времена я встречал в газетах статьи об уголовном деле, возбужденном в отношении А. Гольденберга по подозрению в хищении крупных сумм.
Сам по себе факт преследования за экономические преступления организаторов концертов в СССР было дело вполне обычным. Где большие деньги - там и большие соблазны. Тем более за два года следствия вину Валерия Гольденберга так и не установили. А на фоне того, что чуть позже стали вытворять администраторы всевозможных "маев" и "миражей" эта история и вообще кажется безобидной. Если бы не одно "но". В результате этого уголовного дела фактически прекратил существовать состав группы "Аракс", который у любителей музыки принято называть "золотым". Конечно, без работы такие высококлассные музыканты не остались, но тот состав до сих пор вызывает ностальгию и риторические размышления на тему "какие классные вещи они не успели сделать".
Разумеется, личность Валерия Гольденберга меня не могла не заинтересовать. К сожалению, даже в книге Сергея Мирова про «Аракс» ему было уделено слишком мало внимания. И, как мне кажется, совершенно напрасно!
Вот какую интересную характеристику Валерию Гольденбергу дал гитарист Вадим Голутвин:
Великий и ужасный Валера Гольденберг. Так называемый Андреев. Он был учеником в школе Эдика Смольного. Он настоящий рок-н-ролльный администратор. Единственный в своем роде. Сам бывший трубач. Человек совершенно бесстрашный и романтическая личность невероятная. Таких я больше не встречал. Настоящий литературный герой.
Поэтому, когда мне представилась возьможность задать пару вопросов Валерию, я эту возможность не упустил и набрал его нью-йоркский номер телефона. Узнав, что я интересуюсь историей группы "Аракс", Валерий сразу предупредил лишние вопросы, объяснив, что не имел отношение к созданию группы, не был ее руководителем, а был организатором концертных выступлений, директором, или как принято сейчас называть, концертным администратором.
А. М. - Валерий, а как началась история Вашей работы с "Араксом"?
В. Г. - В 1980 году меня пригласили в Московскую областную филармонию. У них было долгов на много миллионов рублей и требовалось организовать хорошую концертную программу для пополнения бюджета организации. Вот тогда у меня и возникла идея пригласить в филармонию "Аракс". В театре, где "Аракс" числился, как раз намечались летние каникулы и появилась возможность подзаработать.
А. М. - А почему выбор пал именно на "Аракс"?
В. Г. - Я дружил с директором театра имени Ленинского комсомола Рафиком Экимяном*. И конечно, хорошо знал музыкантов театра. Большие профессионалы, великолепные музыканты Вадик Голутвин, Сережа Беликов, Толя Абрамов, Тимур Мардалешвили, Сережа Рудницкий, Толя Алешин. Я видел большой потенциал группы и сделал им предложение немного подзаработать. Ребята дали согласие.
Мы тогда сделали отличные концерты. Ребята заработали хорошие по тем временам деньги. Музыканты получали за концерт по 60$, работники сцены - по 30$. Это в то время, когда самая высокая ставка была у Кобзона - 15 рублей за концерт. В итоге эти гастроли затянулись на 2 года. Работали на крупнейших аренах страны. Например, мы отработали в спортивном комплексе "Юбилейный" в Ленинграде сначала 4, потом 6, затем 8 и 12 концертов подряд и зал был битком! Ну, а потом компетентные органы провели ревизию и выяснилось, что были нарушены финансовые инструкции. Возбудили уголовное дело, я два года был под следствием. Но ничего не доказали. Известная история.
А. М. - Что было дальше?
А. Г. - Когда я вышел из следственного изолятора, ребята из "Аракса" были кто где. Сережа Рудницкий и Толя Абрамов вернулись в театр, Вадим тоже сотрудничал с какими-то коллективами. Я взялся проводить концерты групп "Мастер", "Браво" и "Рондо". Были очень успешные концерты. Помог с карьерой молодому и неизвестному тогда Лепсу, с моей подачи он перебрался в Москву. Позже я уехал в США, был совладельцем знаменитого театра "Миллениум" в Бруклине. Привозил с гастролями в Россию Вилли Токарева и Михаила Шуфутинского. Надеюсь, Вы помните таких? Но я тогда сделал большую ошибку, что не вернулся в Россию.
А. М. - Спасибо за Вашу историю. Я веду страницу рок-группы "Аракс" в VK и знаю, что большинство поклонников группы с большой ностальгией вспоминают тот период работы ансамбля. Они до сих пор считают его лучшей рок-группой СССР. И в этой популярности группы есть большая Ваша заслуга. Нашим читателям будет приятно, если Вы поищите в своих архивах и пришлете какие-нибудь раритетные фотографии.
А. Г. - Спасибо за добрые слова и память! Конечно, я поищу фотографии, которые у меня остались с тех времен. Большой привет всем любителям группы "Аракс"!
Такая вот история Валерия Гольденберга из жизни во всех отношениях "золотого" состава группы "Аракс".
*Справка: Экимов (Экимян) Рафик Гарегинович (1914 - 21 мая 1987). Актёр, театральный деятель. Заслуженный работник культуры РСФСР (20.08.1970). Служил на различных должностях в театре имени Е. Вахтангова, Московском драматическом театра имени К. Станиславского, Московском академическом театре им. В. Маяковского, а с 1970 по 1987 год в Московском театре им. Ленинского комсомола. При деятельном участии Рафика Экимяна в репертуаре театра появился спектакль «Автоград XXI», в котором дебютировала группа «Аракс». Но это другая история.
Смотрите хорошее кино, слушайте хорошую музыку и не забывайте подписаться на канал Записки Шурика.