О группе «Аракс» рассказано и написано за 50 лет её существования довольно много, в прошлом году вышла даже книга Сергея Мирова «АРАКС. Хроника рок - поколения». Но практически нигде не рассказывалось о первых официально изданных пластинках группы «Аракс». Расскажу о каждой из них подробнее.
В ноябре 1975 года в журнале «Кругозор» №11(140) в рубрике Театр «Кругозор» была опубликована статья «Это наш театр!» (Музыка в спектаклях Московского театра имени Ленинского комсомола) Марии Ростовцевой. А на 8-й звуковой странице (гибкой пластинке) были опубликованы отрывки и песни из спектаклей «Автоград XXI», «Тиль» и «В списках не значился»: «Песня об огне» (Г. Гладков - Р. Рождественский), «Дорожная песня Тиля» (Г. Гладков - Ю. Ким). Отрывки из спектаклей прозвучали в исполнении актеров Е. Шаниной, А. Абдулова и Н.Караченцова. Играет вокально - инструментальный ансамбль театра под руководством Юрия Шахназарова.
На момент премьеры в спектакле «Автоград XXI» были заняты музыканты «Аракса» Ю. М. Шахназаров, Б. И. Богрычев, Э. А. Касабов, и приглашенные музыканты С. М. Анашкин, В. А. Кузяшев. В 1974 году бас-гитариста Эдуарда Касабова сменил Сергей Беликов, а вместо барабанщика Бориса Богрычева приходили Армен Чалдранян, Владимир Полонский, а затем Александр Данилович. В 1975 году место барабанщика группы надолго занял Анатолий Абрамов.
Когда именно проведена запись для журнала "Кругозор" и кто из перечисленных музыкантов принимал участие в этой записи теперь установить вряд ли удасться.
Из интервью С. Беликова сайту ВИА-Эра: Работали в спектакле "Автоград ХХI". Это спектакль на производственную тему. "Аракс" появился в театре, потому что у Захарова появилась идея ставить спектакли, где музыка уже была не просто фоном. Ему нужен был креатив. Это же была эпоха парней с электрогитарами…Там были песни и было инструментальное сопровождение. Все это в присутствие музыкантов на сцене. Происходило действие в спектакле, а мы стояли в левом углу. Главную роль играл Янковский. Также играл Збруев.
Из книги " Николай Петрович Караченцов Корабль плывет":
Когда появился «Автоград», громкий, неожиданный по форме и довольно смелый, в театр повалил народ. Надо же, модный Захаров не добил до конца театр! Что же он первым делом поставил? Пьесу Визбора! «Автоград-21»…
Начало моего настоящего театра — Захаров. Первая постановка Марка Анатольевича в «Ленкоме» — спектакль, который назывался «Автоград-21». Пьеса Юры Визбора. Главную роль играл Олег Янковский, которого Марк привез из Саратова. Уже известный в кино по роли Остапа Бендера Арчил Гомиашвили получил в «Автограде» одну из главных ролей. А мы изображали хор и пели зонги. Стилистика у спектакля оказалась новой, непривычной. Но, скорее всего, Захаров отдавал дань названию театра и решению органа, назначившего его на этот пост.
Началась иная жизнь. Марк с Геной Гладковым выискали где-то «Аракс». В театре появились патлатые юноши и их предводитель Юра Шахназаров. Загремела громкая музыка, страшно сказать — рок. Все эти новации вывалились на сцену в «Автограде». Для музыкантов была придумана специальная конструкция в декорации.
А после «Автограда» вышел спектакль «Тиль». С этого дня начался мой настоящий театр."
И символично, что первая пластинка «Аракса», изданная как звуковая страница журнала «Кругозор», стала символом рождения того самого Театра Марка Захарова.
Справедливости ради следует сказать, что к этому моменту группой "Аракс" уже было записано несколько песен, в том числе с А. Лерманом для фильма "Афоня" и с С. Беликовым "Трава-Мурава" и "Мемуары", но судьба этих записей до конца не ясна. По крайней мере до настоящего времени официально эти песни не издавались.