Найти в Дзене
История и истории

Скоден, Восточная Пруссия. Неизвестный бой лейб-гвардии Кирасирского полка

В Правдинске (бывшем прусском Фридланде) недалеко от церкви есть захоронение русских воинов. Скромный деревянный крест и табличка. Сейчас энтузиасты решили привести его в порядок – поставить новый крест и уточнить данные, кто упокоился в этом месте.

Информацию пришлось собирать по крупицам – как в наших источниках, так и немецких. Оказалось, что похоронены у бывшей кирхи воины Кирасирского Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны лейб-гвардии полка, погибшие в августе 1914 года. Вероятнее всего, большая их часть пала 18 августа в бою с германцами у усадьбы Скоден (сегодня – поселок Минино) к западу от Фридланда.

О том, сколько похоронено бойцов, информация разная. На табличке указано, что 10. Немецкие архивы говорят о восьми. По данным авторов сайта Prussia 39, на котором собрана самая полная база по всем воинским захоронениям в Калининградской области, - пять. Это офицеры – командир 2-го эскадрона ротмистр Герберт Брюммер (перезахоронен в Гатчине, где дислоцировался Кирасирский полк) и корнет Алексей Швабе (перезахоронен в Малых Колпанах под Гатчиной). А также – вольноопределяющийся Владимир Борткевич, рядовой Прокофий Львов, канонир дивизиона конной артиллерии Артемий Делефонцев. Другие имена пока неизвестны.

Бывшая кирха Фридланда, сейчас - Свято-Георгиевский храм
Бывшая кирха Фридланда, сейчас - Свято-Георгиевский храм

Описание боя у имения Скоден можно найти у очевидца тех событий, штаб-ротмистра Кирасирского полка Георгия Гоштовта. Столкновение 18 августа 1914 года закончилось победой русской конной гвардии (которой пришлось сражаться в пешем строю), но потери были существенные:

«Со стороны Абшвангена (сегодня – поселок Тишино) доносился сплошной гул артиллерийского и ружейного огня; затем стал как будто стихать. Зато неожиданно поднялся снова, с востока, то есть с тех мест, куда пролегал путь отходившей дивизии. Колонны приостановились.
Оказывается, произошли следующие события: немецкие самокатчики с артиллерией и конницей успели проскочить с востока местечко Абшванген и занять у имения Луизенталь железнодорожное полотно, фронтом на запад. Высланный вперед к этому месту третий эскадрон кирасир Ея Величества был встречен огнем, но будучи уверен, что это цепи нашей пехоты, долго не отвечал, затем ему пришлось вступить в затяжной ружейный бой.
Обоз дивизии остановился у Бегена. Тем временем появилась новая колонна самокатчиков и, рассыпавшись в цепь, повела наступление в направлении обоза через Скоден.
Прикрытие - второй взвод кирасир Ея Величества - спешилось и начало встречное наступление с целью отогнать противника. Подойдя на близкую дистанцию ружейного огня, полуэскадрон понес большие потери, причем все офицеры выбыли из строя убитыми или ранеными.
Второй эскадрон кирасир Ея Величества на рысях двинут был в деревню Гросс Вальдек (сегодня – Осокино). Вслед за ним двинулась и 4-я батарея, ставшая на позицию у деревни Гендиттен (сегодня – Березовка). Сюда же направлены были подходившие уже, вызванные из Мюльхаузена (Гвардейское), оставленные там для прикрытия отхода, эскадроны. Батарея Ея Величества стала на позицию у леса Дамерау.
Наша артиллерия подняла сразу интенсивный огонь. Цепи четвертого эскадрона и двух конногвардейских повели наступление через Скоден на Луизенталь. Второй эскадрон, выбив неприятельские разъезды, занял Гросс Вальдек и отсюда открыл огонь пачками во фланг неприятельским цепям.
Немцы, не показав достаточного упорства, быстро отошли в Абшванген».

Хочется надеяться, что удастся восстановить имена всех воинов, погибших в том бою. И, возможно, на месте креста рано или поздно появится обелиск - в память о павших героях.