Найти в Дзене
TVcenter ✨️ News

8 наших известных актеров, которых загримировали так, что мать родная не признала

Оглавление

Мы часто видим, как известные актеры радикально меняют свою внешность ради ролей. Порой, за слоями грима и костюмами сложно узнать даже самых узнаваемых звезд. От превращения брутальных красавцев в упитанных бизнесменов, до омоложения и состаривания на десятки лет, – современные гримеры творят настоящие чудеса. Давайте рассмотрим восемь ярких примеров таких трансформаций в отечественном кинематографе, где актеры стали практически неузнаваемыми благодаря мастерству гримеров.

Как грим состарил звезду "Мастера и Маргариты" на 30 лет

Внимательно взгляните на кадр из фильма «Батя 2. Дед», вышедшего в апреле 2025 года. Узнаете ли вы этого пожилого мужчину? Деда, которому по сюжету 76 лет, сыграл… 46-летний Евгений Цыганов. И дело здесь не только в актерском таланте, но и в колоссальной работе команды гримеров. На съемках картины «Батя 2. Дед» каждое утро актер и специалисты тратили более двух часов на преображение.

Евгений Цыганов
Евгений Цыганов

Шесть профессионалов одновременно накладывали силиконовые накладки, созданные по индивидуальным слепкам лица Цыганова, прорисовывали капилляры тонкими кистями и крепили парик. Даже руки актера подверглись «старению» – в кадре важна каждая деталь. Подготовительный этап начался задолго до съемок. Сначала сделали слепки лица актера, затем по ним изготовили формы для силиконовых элементов. Художник Алексей Ивченко рассказывал, что для передачи характера персонажа пришлось добавить детали – например, покрасневший нос, намекающий на пристрастие деда к алкоголю.

Но главным испытанием стали эмоции. Когда Цыганов впервые увидел себя в зеркале, он будто встретил собственное будущее. Режиссер Илья Учитель пошутил: «Теперь мы знаем, как Женя будет выглядеть в 76». Самой трогательной оказалась реакция матери актера. Увидев сына в гриме , она расплакалась – настолько он напомнил ей отца. А во время съемок в пермской деревне Кын местные жители приняли Цыганова за настоящего деда. Актер даже ходил в магазин в образе, ворча старческим голосом, чтобы сохранить аутентичность между дублями. Этот опыт не первый для Цыганова: он уже играл возрастных персонажей в театре. Однако киногрим оказался сложнее из-за близости камеры.

Александр Устюгов, исчезнувший под гримом вождя народов

Роль вождя народов в фильме «Любовь Советского Союза» стала настоящим испытанием для Александра Устюгова. Высокий, мужественный актер практически растворился под слоями пластического грима, созданного мастером Петром Горшениным.

«В гриме меня почти невозможно узнать»,

– с улыбкой признался Устюгов в одном из интервью.

И это действительно так. Зрители и критики отмечают, что благодаря работе гримеров актер визуально напоминает Михаила Геловани, который десятилетиями играл Сталина в советских фильмах. Процесс преображения был сложным.

«Грим не только отнимает много времени, но и ограничивает мимические возможности. Но это вызов, а я люблю трудности»,

– рассказывает Александр.

Александр Устюгов
Александр Устюгов

При этом создатели фильма не стремились к фотографической точности: «Мы использовали пластический грим Горшенина, который помогал нам приблизиться к портретному сходству, хотя мы не ставили перед собой такой задачи». Самым сложным для актера было избежать клише в образе вождя:

«Не хотелось скатиться в плакатное существование некой иконы, которую мы привыкли видеть – с этим прищуром , с трубкой во рту. Это ведь проще всего. Мы ставили цель создать человека, а не плакат».

Образ Сталина в исполнении Устюгова получился живым и достоверным, несмотря на внушительную разницу в росте (актер выше исторического персонажа на 22 сантиметра). Возможно , именно такие случаи перевоплощения и делают актерскую профессию по-настоящему волшебной.

Александр Устюгов
Александр Устюгов

Дмитрий Нагиев: от мачо до тучного миллионера

Когда в 2012 году на экраны вышла романтическая комедия «Мужчина с гарантией», зрители не сразу узнали в упитанном, лоснящемся бизнесмене брутального Дмитрия Нагиева. Его персонаж Владимир Николаевич Лапутев – настоящий антагонист, коварный и харизматичный интриган, заключающий рискованное пари с героиней Нонны Гришаевой.

Дмитрий Нагиев
Дмитрий Нагиев

Гримеры проделали колоссальную работу, превратив спортивного альфа-самца в миллионера, страдающего от избыточного веса. Полное перевоплощение стерло все узнаваемые черты Нагиева – вместо подтянутого тела и фирменной лысины появились объемный силуэт и лоснящиеся щеки бизнесмена с сомнительной репутацией. Эксперимент с внешностью оказался настолько удачным, что актер даже попробовал себя в амплуа Эдди Мерфи и его знаменитого «Чокнутого профессора». Режиссеры и критики отмечали , что Нагиев смог сохранить свою фирменную харизму даже под слоями грима. «Даже в роли мерзкого босса» он продолжал впечатлять зрителей своей энергетикой.

Трансформация не осталась незамеченной – образ полюбился публике настолько, что через полтора года Нагиев снова примерил костюм Лапутева в комедии «Что творят мужчины!», которая значительно превзошла по сборам своего предшественника. Так , один удачный эксперимент с гримом перерос в отдельную яркую страницу в карьере актера.

Сергей Безруков: 4 часа в кресле гримера ради Высоцкого

Этот грим долгое время считался инновацией в российском кинематографе. Чтобы сыграть Владимира Высоцкого , Сергею Безрукову пришлось пройти через марафон в 100 съемочных дней. Каждое утро начиналось в 3 часа ночи: пока город спал, в гримерке кипела работа.

Художник Петр Горшенин и три ассистента тщательно накладывали на лицо актера тончайшие силиконовые детали – лоб, нос, щеки, подбородок. Толщина некоторых элементов не превышала 1 мм, а для реалистичности под микроскопом прорисовывали даже поры кожи. Основой стала посмертная маска Высоцкого и 500 архивных фотографий, предоставленных сыном барда , Никитой. Но секрет был не только в точности. Грим меняли ежедневно: старые детали нельзя было использовать повторно. После съемок их аккуратно снимали специальными растворителями, оставлявшими на коже жжение.

Безруков
Безруков

Сам Безруков признавался, что физически чувствовал себя «как после пластической операции» – лицо немело, а дышать через плотный силикон было почти невозможно. Интересно, что гримеры столкнулись с неожиданной проблемой: идеальная маска Высоцкого «не села» на лицо Безрукова. Пришлось искать компромисс между анатомической точностью и мимикой. Решение нашли в эластичном силиконе , который растягивался на 400%, позволяя актеру улыбаться, хмуриться и даже петь. А вот бакенбарды и щетину создавали вручную – каждый волосок вживляли в силикон отдельно.

Несмотря на титанические усилия , некоторые зрители все равно узнавали Безрукова – по форме ушей и морщинкам на шее, которые грим не скрывал. Но именно этот проект изменил отношение к пластическому гриму в России. После премьеры актера долго не утверждали на роли – режиссеры боялись, что его лицо прочно ассоциируется с Высоцким. Зато сам Безруков считает эту работу «божьим благословением», хотя и признается:

«До сих пор чувствую, как многие мне завидуют».

Как Роман Курцын стал псом из "Бременских музыкантов"

Роман Курцын в жизни – харизматичный красавец с голубыми глазами и фигурой атлета. Но в «Бременских музыкантах» (2023) вы его точно не узнаете – актер скрылся под слоем силикона и аниматроники.

Художник Петр Горшенин создал для него грим, который даже в 40-градусную жару Дагестана не терял форму. Каждый день Курцын проводил в кресле гримеров три часа, пока на его лицо накладывали силиконовые «челюсти», а тело закрывали плотной «шкурой». Уши Пса двигались с помощью джойстиков, а зубы могли щелкать – для этого за кадром дежурила целая команда операторов. Дважды он терял сознание от перегрева , а гелевые пакеты в костюме спасали лишь ненадолго. В костюме нельзя было даже попить воды без помощи ассистентов: «лапы» без пальцев превращали простые действия в квест.

Роман Курцын
Роман Курцын
«После первого съемочного дня я подошел к режиссеру и сказал: „Леш, это самое сложное, что я делал за 17 лет. Если можно отказаться – я готов“»,

– вспоминал Роман.

Удивительно, но этот грим – почти волшебство. Он не скрывал эмоции: когда Курцын хмурился или улыбался, силикон повторял каждое движение мышц. Правда, за кадром приходилось менять «шкуру» ежедневно – снятые детали деформировались. Зато в финале зрители увидели не нарисованную собаку, а живого персонажа с человеческими эмоциями. Как признался актер, теперь он точно знает, каково это – быть хаски в сауне.

Игорь Жижикин в роли казака-призрака в "Вие 3D"

Представьте: актер стоит на четвереньках, пока жидкий силикон медленно застывает на его теле. Так начинался каждый съемочный день для Игоря Жижикина в фильме «Вий 3D».

Его герой – казак Дорош – требовал не просто перевоплощения, а полной физической трансформации. Гримеры заливали актера с ног до головы, создавая слепки для пластических накладок.

«Это как второй слой кожи, который не дает дышать»,

– вспоминал Жижикин.

Процесс занимал до 8 часов, а потом начинались 12-часовые съемки. Силиконовый костюм стал испытанием на прочность. Тело теряло до 5 кг за день из-за обезвоживания, а для вентиляции гримеры прокалывали материал медицинскими иглами.

«После съемок я чувствовал, что могу потерять сознание в любой момент»,

– признавался актер.

Игорь Жижикин
Игорь Жижикин

Но зеркало показывало удивительное: вместо Жижикина в отражении стоял настоящий гоголевский персонаж – с резкими чертами лица, шрамами и «живой» кожей, меняющей оттенок при свете факелов. Коллеги по площадке не узнавали Игоря. Жижикин отмечал, что грим менял не только внешность, но и пластику: движения становились тяжелее, голос – глубже. Даже после окончания съемок он ловил себя на том, что непроизвольно «гримируется взглядом», как его персонаж.

При бюджете в 10 раз меньше голливудских стандартов команда добилась потрясающего эффекта. Костюм, который в США разрешено носить не больше 4 часов в день, в «Вие» выдерживал 12-часовые марафоны.

«Это как бег с препятствиями, где ты сам – и бегун, и препятствие»,

– говорил актер.

Константин Лавроненко: Кощей, которого полюбили

Для роли Кощея Бессмертного в фильме «Последний богатырь» (2017) харизматичный Константин Лавроненко примерил грим, в котором его было не узнать.

Режиссер Дмитрий Дьяченко хотел сломать стереотипы: вместо тощего старика с костлявыми пальцами – мужественный воин с благородными чертами лица. Но путь к этому образу оказался долгим. Изначально роль предлагали Константину Хабенскому, но тот отказался – пластический грим не входил в его планы. Лавроненко же согласился , даже не представляя, во что ввязывается. Каждый день съемок начинался с трех часов в кресле гримера. Силиконовые накладки покрывали лицо, руки и даже пальцы ног – ради одного кадра, где Кощей сверкает босой ступнёй из дырявого сапога. Костюм весом 10 кг с металлическими вставками напоминал армейскую экипировку:

«Иногда я ловил себя на мысли, что снова на службе»,

– признавался актер.

Константин Лавроненко
Константин Лавроненко

Но сложнее всего было не это. Грим «съедал» мимику, превращая лицо в маску. Чтобы показать гнев или удивление, Лавроненко приходилось размахивать руками, как дирижеру. Зато результат превзошел ожидания. Коллеги на площадке не узнавали Лавроненко. Виктор Хориняк , игравший Ивана, признался: «Только на премьере я понял, кто скрывался под этим гримом». А однажды актера в костюме Кощея без очереди пропустили в съемочный буфет – видимо, испугались.

Ирония в том, что его персонаж в фильме вовсе не злодей. Продюсер Петр Горшенин настоял:

«Он должен вызывать уважение, а не страх».

Так вместо «жуткого зомби» родился волевой воин с сединой в волосах. И, кажется, именно этот образ запомнился зрителям больше всего.

Лев Зулькарнаев и его инопланетный курьер с четырьмя руками

Звезда сериала «Слова пацана» удивил зрителей своим участием в фильме «Сто лет тому вперед», представ в образе, который полностью изменил его внешний вид. Инопланетный курьер с четырьмя руками стал настоящим шедевром гримерного искусства. Под этой впечатляющей маской скрывался молодой и талантливый актер Лев Зулькарнаев.

«Процесс создания грима был многоступенчатым. Сначала снимали слепок, затем на его основе художники создавали макет, и только потом шесть часов накладывали грим»,

– поделился актер.

Лев Зулькарнаев
Лев Зулькарнаев

Художник по гриму Мария Тутукина решила придать персонажу забавные, но грубоватые черты. Идея второй пары рук принадлежит режиссеру, а образ курьера включает визуальные отсылки к легендарному мультфильму «Тайна третьей планеты». Команда мастеров создала одноразовые части пластического грима и две пары силиконовых перчаток , а огромные уши сделали из легкого пеноматериала. Самой сложной задачей стало надевание костюма-скафандра так, чтобы не повредить грим. К счастью, роль Зулькарнаева была эпизодической, и столь сложную трансформацию ему пришлось пройти всего один раз.

💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!