Найти в Дзене

Рубрика «Заметки о китайском театре», выпуск 8

Дорогие друзья! Сегодня в нашей еженедельной рубрике мы поговорим (и даже послушаем!) о музыке как основе китайского театра. Итак, музыка и ритм – это основа китайского театра. Человек в восприятии людей древности не творит музыку, а следует образцу, явленному в природе: мелодии — это подражание звукам животных и птиц, а также шуму природных стихий (ветер, вода, гром), а изобретение музыкальных инструментов – это поиск способа максимально точно передать эти звуки. Со времён шаманских практик музыка сопровождает ритуал, канва ритуального действа "прошита" ритмичной звуковой партитурой. Давайте обратимся к традиционному написанию иероглифа "музыка" 乐 yuè: 樂 Пографемный разбор наводит нас на следующее толкование: нити-струны и деревянный каркас (предположительно каркас барабана как прародителя музыкальных инструментов, возникшего именно на рассвете цивилизации для шаманских практик). В статье С.А.Серовой «Религиозный ритуал и театр» мы находим следующее подтверждение идеи о том, что музы

Дорогие друзья!

Сегодня в нашей еженедельной рубрике мы поговорим (и даже послушаем!) о музыке как основе китайского театра.

Итак, музыка и ритм – это основа китайского театра. Человек в восприятии людей древности не творит музыку, а следует образцу, явленному в природе: мелодии — это подражание звукам животных и птиц, а также шуму природных стихий (ветер, вода, гром), а изобретение музыкальных инструментов – это поиск способа максимально точно передать эти звуки. Со времён шаманских практик музыка сопровождает ритуал, канва ритуального действа "прошита" ритмичной звуковой партитурой.

Давайте обратимся к традиционному написанию иероглифа "музыка" 乐 yuè:

Пографемный разбор наводит нас на следующее толкование: нити-струны и деревянный каркас (предположительно каркас барабана как прародителя музыкальных инструментов, возникшего именно на рассвете цивилизации для шаманских практик).

В статье С.А.Серовой «Религиозный ритуал и театр» мы находим следующее подтверждение идеи о том, что музыкальный звук и ритм как основа гармонизации Вселенной играют великую созидательную роль земного мироустройства и жизни человека:

«Об этом образно говорит Чжуан-цзы (также Чжуан Чжоу, кит. трад. 莊子, упр. 庄子, Zhuāngzǐ, 369 - 286 до н. э. — китайский философ эпохи Сражающихся царств, входящий в число учёных Ста Школ)». Его «Флейта Неба» исторгает первозвук, который приводит в движение покой, наполняя Пустоту божественными звуками. «Флейта Земли» заставляет звучать на разные голоса пещеры и пустоты Земли. Наконец, появляется рукотворная «Флейта Человека» в виде полой бамбуковой трубки, звуки которой дают импульс преобразованию звуков космоса в культурный опыт человека, опыт, подсказанный музыкальными созвучиями Вселенной.»

В трактате «礼记» («Ли цзи», «Книга обрядов» или «Книга установлений», IV–I вв. до н. э.), в разделе «乐记» «Записки о музыке» сказано: «Великая музыка тождественна Небу и Земле, и Великий ритуал тождествен нормам Неба и Земли». Кроме этого «Музыка – это гармония Неба и Земли. Ритуал – это порядок [последовательность] Неба и Земли, поэтому сотни вещей преобразуются. Музыка распространяет [законы] Неба, чтобы ритуал навёл порядок на Земле». Далее: «Музыка – это великое начало, ритуал – это жизнеутверждение вещей, [поэтому] ритуал и музыка следуют друг за другом».

Таким образом, музыка, находясь в центре сакральных, онтологических и социокультурных процессов, являет собой универсум для всех видов зрелищных искусств, связанных с ритмов, и фундамент будущего театра. Мы помним, что мелодический ритм и сюжет в китайском традиционном театре взаимно подчинены в каждой доле секунды: даже поворот глаз актёра связан с ритмом!

Доподлинно известно, что под аккомпанемент щипковых или ударных инструментов шошуды (от 说书人 --> 说书的 shuōshūde «говорящий книгу») рассказывали людям народные легенды и содержание созданных на основе народных сказаний книг.

А какие вообще бывают китайские традиционные музыкальные инструменты? Давайте познакомимся с их основными представителями.

ударные инструменты

· Большие барабаны 堂鼓 tánggǔ, диаметром в метр и больше, стоящие на специальных тележках и рокочущие, как дальняя гроза;

Большие барабаны 堂鼓
Большие барабаны 堂鼓

· Маленькие дробные барабанчики;

· Гофу – огурцевидный барабан через плечо;

· Деревянные ящички, стучащие, как кастаньеты;

· Дощечки-кастаньеты拍板 pāibǎn, зажатые между пальцев руки;

· Медные тарелки, раскалывающие воздух звоном своих ударов;

· Гонги 铜锣 tóngluó, издающие в том случае, если по ним бьют палочками с мягкими наконечниками, звуки, похожие на колокол, и стонущие высоко и протяжно, если по ним резко ударяют ребром маленькой дощечки.

· Колокола编钟 biānzhōng из бронзы. На них играли во время религиозных ритуалов, перед военными сражениями и перед выступлениями императора. В одном наборе может быть сколько угодно бяньчжунов любых размеров: самая большая коллекция состоит из 65 колоколов. Она хранится в музее провинции Хубэй, а её копию используют во время важнейших государственных мероприятий.

щипковые инструменты

· Семиструнный цинь 琴 qín (~ гусли); цинь — общее название ряда струнных китайских музыкальных инструментов. К ним относится и знаменитый гуцинь 古琴, инструмент интеллектуалов и учёных мужей, на котором умели играть философ Конфуций и поэт Ли Бо. Традиционно струны для циней делали из скрученных нитей шёлка разной толщины, но сейчас они стальные. Современный цинь представляет собой деревянный корпус из двух дек, покрытых лаком. Для инструмента характерен густой, свободный, насыщенный звук.

 Семиструнный цинь 琴
Семиструнный цинь 琴

· Четырёхструнная пипа 琵琶 pípá (~ гитара, ~ домра);

 Четырёхструнная пипа 琵琶
Четырёхструнная пипа 琵琶

· Трёхструнный саньсянь 三线琴 sānxiànqín, у него вместо резонаторской доски натянута змеиная кожа;

· Хуцинь 胡琴 húqín – китайская скрипка.

· Гучжен 古筝 gǔzhēng – древний щипковый инструмент, имеет от 13 до 25 струн.

духовые инструменты

Духовые инструменты в основном из бамбука.

· Ди 笛 dí (поперечная флейта) привлекает внимание из-за приятного звучания, у неё всего 6 дырочек.

· Сона 唢呐 suǒnà может имитировать птиц, инструмент стал популярен в 16 веке.

· Шэн 笙 shēng – очень интересный инструмент, который имеет 36 бамбуковых и тростниковых трубок, он очень хорошо сочетается с другими инструментами.

 Шэн 笙 с 36-ю бамбуковыми и тростниковыми трубками
Шэн 笙 с 36-ю бамбуковыми и тростниковыми трубками

· Хулусы 葫芦丝 húlusī – разновидность губного органа, характерная для Южного Китая. Это историческое название инструмента в китайской провинции Юньнань. Другое известное название — биландао у дайцев, что переводится как «духовой инструмент с горлянкой для игры вертикально».

· Сяо 箫 xiāo – традиционная китайская продольная бамбуковая флейта с закрытым нижним торцом; так же как и ди, одни из самых старых инструментов, они появились 3000 лет назад.

· Сюнь 埙 xūn, один из древнейших инструментов. Его обнаружили при раскопках культуры Хуншань 红山文化Hóngshān wénhuà, а ей больше 6 тыс. лет. Сюнь — это инструмент из глины, по форме напоминающий яйцо, с боковыми отверстиями для пальцев и для рта — сверху — куда нужно дуть. Инструмент издает приглушенный и немного трагический звук.

Удивительный духовой инструмент из глины сюнь 埙
Удивительный духовой инструмент из глины сюнь 埙

В заключении статьи предлагаем вашему вниманию произведения древней традиционной музыки – альбом «Картины первобытной охоты» 原始狩猎图 yuánshǐ shòuliè tú и альбом «Дикий гусь на тихом берегу» 平沙落雁 píng shā luòyàn.

Желаем вам приятного медитативного прослушивания и прощаемся до следующей недели – мы будем говорить о танце в китайском традиционном театральном искусстве!

До встречи!

Автор рубрики,

Окладникова Дарья