Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Удивительное — не рядом. Зачем России подземные нефтехранилища

На севере Красноярского края неназванная нефтяная компания начала возведение подземного нефтехранилища. Эксперты гадают, зачем это надо, и, кроме как экспериментом, начинание назвать не хотят. Запасы нефти закладывают и другие страны, но там, где своей добычи нет. Зачем ПХН России? Елена Петрова, Татьяна Свиридова В России появилось первое подземное нефтехранилище. Вокруг нового проекта много тайн. Информированные агентства лишь сообщают, что новый объект находится в Красноярском крае. Кто его ввел в эксплуатацию, тоже большая загадка. Сколько нефти закачают под землю? С какого месторождения? И, главное, зачем? Ответа нет. — Я не могу понять. Красноярский край огромный по территории. Он на юге выходит к Китаю, а на севере на Арктику. Он огромный. А это Таймыр… Понятно, что это больше из серии эксперимента, — гадает вместе со всей отраслью директор Центра исследований в нефтегазовой сфере НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин. Правда, о некоторых деталях эксперты все же вспоминают. Ранее «Роснефть»
Оглавление

На севере Красноярского края неназванная нефтяная компания начала возведение подземного нефтехранилища. Эксперты гадают, зачем это надо, и, кроме как экспериментом, начинание назвать не хотят. Запасы нефти закладывают и другие страны, но там, где своей добычи нет. Зачем ПХН России?

чПАО «Роснефть». На севере Красноярского края согласовано строительство ПХН. Фото: rosneft.ru/press/photogallery/
чПАО «Роснефть». На севере Красноярского края согласовано строительство ПХН. Фото: rosneft.ru/press/photogallery/

Елена Петрова, Татьяна Свиридова

Где-то на белом свете…

В России появилось первое подземное нефтехранилище. Вокруг нового проекта много тайн. Информированные агентства лишь сообщают, что новый объект находится в Красноярском крае. Кто его ввел в эксплуатацию, тоже большая загадка. Сколько нефти закачают под землю? С какого месторождения? И, главное, зачем? Ответа нет.

— Я не могу понять. Красноярский край огромный по территории. Он на юге выходит к Китаю, а на севере на Арктику. Он огромный. А это Таймыр… Понятно, что это больше из серии эксперимента, — гадает вместе со всей отраслью директор Центра исследований в нефтегазовой сфере НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин.

Правда, о некоторых деталях эксперты все же вспоминают. Ранее «Роснефть» согласовывала на Таймыре сходный проект. Речь идет о Ванкорском месторождении. Возможно, предполагает Вячеслав Кулагин, нашли небольшую отработанную область и хотят использовать как демпфер перед загрузкой на танкеры:

— Та нефть, которая в Арктике производится, это часто проекты, не подключенные к трубам, там нельзя просто отправить в трубу. Можно вывозить только морем. И, соответственно, чтобы оптимальную логистику построить, иногда лучше в какую-то емкость закачать. В один момент закачивать, в другой откачивать, чтобы синхронизировать это с отгрузками. Там же еще и ледовую обстановку надо учитывать. Именно поэтому, я думаю, этот проект и был задуман.

Экспортеров нефти понять можно. Ситуация с продажами очень нестабильная.

На поставки нефти из Арктики влияет ледовая обстановка. Фото: rosneft.ru/press/photogallery/. ПАО «Роснефть»
На поставки нефти из Арктики влияет ледовая обстановка. Фото: rosneft.ru/press/photogallery/. ПАО «Роснефть»

Китай сократил покупку российских углеводородов

Первые четыре месяца этого года отечественный нефтегаз не обрадовали. Китайская таможня сообщила о снижении импорта из РФ. Если для «Газпрома» сокращение потребления СПГ компенсировалось ростом поставок по трубе, то продажи нефти в Поднебесную просели на 14,2%. В деньгах нефтянка потеряла еще больше из-за падения цен на черное золото. Апрель стал пока самым неприятным месяцем для экспортеров.

Urals при отправке на Балтике подешевела до 53,9 доллара за баррель, публикует статистику издание Gas & Money. По сравнению с 2024 годом, нефтяные компании теряют на каждой бочке 26% прошлогодней цены.

Анализ цен на нефть компании NEFT RESEARCH. Фото: Gas & Money
Анализ цен на нефть компании NEFT RESEARCH. Фото: Gas & Money

В Азии черное золото не опустилось ниже санкционного потолка, но тоже потеряло 23% по сравнению с 2024 годом. Выросли и дисконты. Теперь разница между баррелем Brent и Urals составляет $13-14. В довоенное время дисконт на российскую нефть не поднимался выше $3 за бочку.

Ситуация меняется ежесуточно, и для нефтяных компаний есть смысл иметь дополнительные мощности. А вдруг ледовая ситуация изменится? А вдруг Китай или Индия сократят поставки?

Но нужны ли России стратегические запасы?

В России построена разветвленная система нефтепроводов. Фото: ПАО «Транснефть»
В России построена разветвленная система нефтепроводов. Фото: ПАО «Транснефть»

Кто строит нефтехранилища в мире?

Заслуженный нефтяник РФ, президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль выступает за строительство ПХН:

— Конечно, надо строить хранилища. Ближе к местам, где у нас есть морские порты, там, где можно в любой момент поднять и продать.

— Чем подземные лучше бочек, которые стоят?

— Во-первых, они могут быть достаточно большими. Те, которые стоят, максимальная емкость 50 тыс. кубов. А подземное может быть и миллион. И с точки зрения безопасности, особенно сейчас, когда летают дроны. Я считаю так. И потом есть опыт газовиков. В «Газпроме» примерно около 80 млрд кубов подземных хранилищ.

Геннадий Шмаль вспоминает Китай, где мощности хранения составляют гигантские 100 млн баррелей. Америка хотя и превратилась за десятилетия с кризиса 1973 года из импортера в экспортера, но пустых колонок на АЗС не допускала.

Россия, в отличие от Поднебесной и США, обладает огромными запасами нефти, а к ним — разветвленной системой трубопроводов «Транснефти». Ситуация у нас другая.

— Строить рядом с Москвой такой демпфер, честно говоря, особой необходимости нет. Всегда можем нарастить добычу, доставить, переработать нефть и получить нужные нефтепродукты. Угрозы энергобезопасности страны в этом плане нет. Где-то во Владивостоке построить наземные хранилища — понятно. Там бочки и стоят. Такое все есть. А найти подземную емкость там, где добыча не велась, просто их нет, таких мест. Смотрят под конкретные проекты. Нужно ли демпфировать? Нужно, поэтому и стоят бочки. Если вы посмотрите в Усть-Луге, других местах, там огромные бочки стоят. И у нас, и в Саудовской Аравии, и в других местах, — напоминает Вячеслав Кулагин.
В России нефтехранилища строят в портах. Фото: mintrans.gov.ru
В России нефтехранилища строят в портах. Фото: mintrans.gov.ru

Почему газохранилища есть, а нефтехранилищ нет?

До 2020 года загрузка газовых ПГХ в нашей стране была небольшая. И «Газпром», и нефтяные компании строили хранилища, но бизнесом они не были.

Многие страны, в которых развивается ВИЭ, следили за заполняемостью своих резервуаров, поскольку газ помогал справиться с сюрпризами новой энергетики. Как только переставали крутиться ветряки или солнечные панели производили меньше энергии, в ход шел газ, который стабилизировал энергосистему страны.

В РФ нет такого количество источников возобновляемой энергии и нет проблем с поставками трубопроводного газа. И все-таки государство ввело норматив по наполнению ПГХ, и компании его выполняют.

Нефть не завязана на энергосистему страны, поэтому немедленного доступа к резервам никто не ждет. НПЗ всегда получат сырье по трубе, говорят эксперты.

В Астраханской области есть соляные бассейны, пригодные для строительства ПХН. Фото: minprom.ru
В Астраханской области есть соляные бассейны, пригодные для строительства ПХН. Фото: minprom.ru

Как устроено подземное нефтехранилище и сколько оно стоит?

В России идея создания подземных хранилищ обсуждается с 2020 года. ПХН могут стать бизнесом, если закачивать нефть, когда она дешевая, а извлекать эти запасы, когда котировки поднимутся.

Эксперты продвигали соляной метод хранения. В соляном пласту бурят скважину, закачивают туда воду и растворяют соль. Потом откачивают соляной раствор и закачивают нефть. Для хранения одной тонны нефти необходимо закачать семь тонн воды.

Поднимают нефть из хранилища тоже с помощью воды. Для этого на дно пещеры закачивают пресную воду, которая вытесняет нефть на поверхность.

Нефтеналивной терминал в морском торговом порту Усть-Луга. Фото: Руслан Шамуков. ТАСС
Нефтеналивной терминал в морском торговом порту Усть-Луга. Фото: Руслан Шамуков. ТАСС

Такой способ обустройства хранилищ в десять раз дешевле стандартных «бочек» — резервуаров, которые стоят в Усть-Луге или Козьмино. Один кубометр обойдется от 1,8 до 3,5 тыс. рублей. ПХН на 60 млн кубометров будет стоить 140 млрд рублей.

Соляные бассейны, пригодные для сооружения ПХН, есть в главных промышленных районах страны — Центральном, Волго-Уральском районах, Калининградской и Астраханской областях.

Объекты Калининградского УПХГ. Фото: .ПАО «Газпром"/ ООО «Газпром ПХГ»
Объекты Калининградского УПХГ. Фото: .ПАО «Газпром"/ ООО «Газпром ПХГ»

Сторонники строительства «подземных кладовых» считают, что необходимо создать запасы на 10-20% от годовой добычи, которая в 2019-м составила больше полумиллиарда тонн. Строительство ПХН займет до 12 лет. Если использовать выработанные соляные шахты, то срок до готовности сократится в два раза.

Кто строит хранилище на Таймыре, неизвестно. По информации на 2020 год, в стране есть одна компания, которая умеет это делать, — «Газпром Геотехнологии».

И, как говорят американцы, построившие не одно нефтехранилище под землей, last but not least — кто оплатит эти работы? «Новые Известия» спросили Геннадия Шмаля:

— Это дело государства, наличие таких стратегических запасов — это дело государственное.

— То есть строительство должно финансироваться из бюджета?

— Наверное, да. Дело же не в финансировании. Можно кредиты взять, можно еще что-нибудь.

— Кредиты сейчас дают под гигантские проценты…

— Но не всегда они такими были, не всегда такими будут. Рано или поздно кредиты придут в нормальное состояние.

---