Найти в Дзене

Кубанский медуниверситет в годы войны

Великая Отечественная война стала испытанием не только для армии и народа, но и для образовательных учреждений, в том числе медицинских вузов. Они столкнулись с новыми вызовами, требующими быстрой адаптации и эффективного реагирования на потребности фронта. Одним из таких вузов был Кубанский государственный медицинский институт имени Красной Армии, который в условиях войны проявил невероятную стойкость и самоотверженность. С началом войны в 1941 году медицинские вузы страны оказались под давлением: многие учреждения были временно закрыты, а оставшиеся должны были готовить специалистов для работы в условиях боевых действий. В первые дни войны почти 70 тысяч врачей были призваны в армию, что составило половину врачебных кадров страны. В 1941 году институт провел большой набор студентов на первый курс. В то же время Наркомздрав принял решение о досрочном выпуске студентов 4 и 5 курсов. Так, 3 сентября 1941 года состоялся выпуск 68 врачей пятого курса, а к середине ноября было выпущено еще

Великая Отечественная война стала испытанием не только для армии и народа, но и для образовательных учреждений, в том числе медицинских вузов. Они столкнулись с новыми вызовами, требующими быстрой адаптации и эффективного реагирования на потребности фронта. Одним из таких вузов был Кубанский государственный медицинский институт имени Красной Армии, который в условиях войны проявил невероятную стойкость и самоотверженность.

С началом войны в 1941 году медицинские вузы страны оказались под давлением: многие учреждения были временно закрыты, а оставшиеся должны были готовить специалистов для работы в условиях боевых действий. В первые дни войны почти 70 тысяч врачей были призваны в армию, что составило половину врачебных кадров страны.

-2

В 1941 году институт провел большой набор студентов на первый курс. В то же время Наркомздрав принял решение о досрочном выпуске студентов 4 и 5 курсов. Так, 3 сентября 1941 года состоялся выпуск 68 врачей пятого курса, а к середине ноября было выпущено еще 367 специалистов. Все они были направлены в действующую армию и эвакогоспитали. Многие сотрудники института также были мобилизованы для работы в госпиталях, где они оказывали помощь раненым.

Студенты были отозваны с производственной практики, отменили каникулы, и занятия возобновились с интенсивностью до 10 часов в день. Преподаватели клинических кафедр активно работали в госпиталях Краснодара, консультируя раненых и участвуя в призывных комиссиях.

С ухудшением военной обстановки 29 ноября 1941 года институт получил предписание эвакуироваться в Ереван. Профессорско-преподавательский состав и около 700 студентов отправились специальным поездом в столицу Армении. С 12 декабря они начали работу на базе местных медицинских учреждений, активно участвуя в лечении раненых. Через 5 месяцев институт возвратился в Краснодар и с мая 1942 года возобновил работу на прежнем месте. Несмотря на тяготы военного времени, состоялся выпуск 438 врачей, а в конце июля студенты, перешедшие на 4-й курс, ушли на фронт в качестве среднего медицинского персонала.

-3

В конце июля 1942 года обстановка на фронте серьезно осложнилась – фашисты рвались на Северный Кавказ. 1 августа директор Антон Наумович Мотненко сообщил о срочной эвакуации. Из-за нехватки транспорта часть преподавателей и студентов во главе с директором вышла из Краснодара пешком с несколькими подводами, на которые погрузили еще какую-то часть имущества. Тогда же стало понятным, что богатейшую библиотеку института вывезти не удастся, А.Н. Мотненко предложил зав. библиотекой Софье Георгиевне Тер-Оганян остаться хранителем библиотеки. Так начался очень долгий и очень трудный путь института к месту второй эвакуации в Сибирь.

Проведя пять долгих месяцев в теплушках, в неотапливаемых вагонах с семьями и детьми 57 сотрудников и почти 100 студентов, одетых в большинстве своем совсем не по-зимнему, 4 декабря 1942 года прибыли в далекую Тюмень, встретившую их пятидесятиградусным морозом. Краснодарские медики активно трудились в местных медицинских учреждениях, а студенты, помимо учебы, работали на лесозаготовках. Все они жили мыслями о Краснодаре и внимательно следили за сводками Совинформбюро.

В 1943 году началось освобождение Северного Кавказа. Наконец, 12 февраля пришло долгожданное известие – Краснодар освобожден от захватчиков. В архивных делах института сохранился уникальный документ – предписание оккупационных властей бургомистру Краснодара: "...об изъятии из здания по ул. Седина, 4 ценных материалов и документов мединститута вместе со шкафами, в которых они хранятся". Это послужило поводом для разграбления имущества института. Чудо, что среди этого разрушения избежала гибели медицинская фундаментальная библиотека, спасенная с риском для жизни С.Г. Тер-Оганян и ее двумя помощницами – Н.В. Тарановой и Р.В. Сединой.

-4

А в далекой Тюмени в августе 1943 года было выпущено 37 врачей, почти все они ушли на фронт военными медиками. Здесь помимо учебного процесса продолжались занятия научной деятельностью. Даже в суровых условиях Тюмени периодически проходили заседания научно-медицинского общества с интересными докладами и сообщениями.

В сентябре 1943 года Наркомздрав прислал Кубанскому мединституту указание о реэвакуации. Пока ждали прибытия всех сотрудников института, в Краснодаре с апреля 43-го года было организовано отделение для занятий с выпускными курсами. В 1943-1944 учебном году в институте обучалось 1332 студента. Пришлось преодолевать огромные трудности: восстанавливать разрушенное здание вуза, добывать лабораторное оборудование, инструментарий, мебель, наглядные пособия и многое другое. Выпуск 1944 года составил 203 человека, а набор на 1-й курс – 300 человек. Но война еще продолжалась. Профессорско-преподавательский состав института возглавил всю консультативную работу в госпиталях, размещенных в Краснодарском крае, и обеспечил краткосрочную подготовку врачей-хирургов.

-5

Интересна история эвакогоспиталей в Краснодаре. Среди лучших организаторов госпитального дела и ведущих хирургов Краснодарского крайздравотдела были доценты и профессора М.Н. Кириевский, В.К. Красовитов, И.А. Агеенко, В.Д. Бантов, Ф.И. Ашмарин, П.В. Лепяхов, И.Н. Терновский, А.А. Фролов, Н.А. Гуревич и многие другие. Летом 1941 года в Краснодаре был сформирован эвакогоспиталь №1605. Он был укомплектован сотрудниками кафедр и клиник медицинского института. Госпиталь сопровождал войска на Северном Кавказе, участвовал в боях на Голубой линии. Вместе с войсками сотрудники госпиталя освобождали Севастополь, Сталинград, города Польши и Берлин. М.Н. Кириевский после освобождения Краснодара был назначен начальником управления эвакогоспиталей при Краснодарском "райздравотделе" и состоял в этой должности до конца войны; на фронтовых дорогах его заменили А.А. Фролов и Г.Е. Аксенов.

12 мая 1945 года в Берлине на полуразрушенных Бранденбургских воротах сидит выпускница КМИ, ординатор
12 мая 1945 года в Берлине на полуразрушенных Бранденбургских воротах сидит выпускница КМИ, ординатор

История Кубанского государственного медицинского университета в годы Великой Отечественной войны — это история стойкости и самоотверженности. Преподаватели и студенты института сделали все возможное для того, чтобы обеспечить медицинскую помощь фронту, несмотря на все трудности военного времени. Их вклад в победу не может быть переоценен, а память о них будет жить в сердцах будущих поколений.