Эти эталонные грузинские комедии: «Я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся»
В грузинском кино «есть всё, что может заставить меня плакать, а это нелегко». Так говорил величайший итальянский режиссер Федерико Феллини про своих коллег из Грузии.
Неповторимый колорит, острота в смеси с пикантностью, потрясающая мелодичность… Всё это были обязательные элементы замечательного явления в мире кино, которое мы называем грузинскими фильмами времен СССР.
Но имелся в этом коктейле и такой секретный ингредиент, как звенящая грустинка. Или изящная печалинка. Или даже утонченная меланхолинка. А порой и тяжелая депрессинка.
Почему советские грузинские комедии были столь печальными? Ведь комедия – жанр по определению веселый.
Комедии Данелии: «Такие пилоты, как вы, на улице не валяются!»
Одни только комедии Георгия Данелии сколько много слез из телезрителей исторгли. Вспомним, к примеру, такие его картины:
- «Не горюй!» 1969 г. Этот фильм изначально везде указывался как комедийно-драматический. Но тут присутствовали и трагизм, и очаровательная тревожность, и пикантные конфузы.
Чего стоило хотя бы условие князя, чтобы молодой врач поцеловал его... в… (как только подобное пропустили на советские экраны??)
Разумеется, врач с князем поссорился. Но на следующий день о скандале узнал весь город;
- «Совсем пропащий» 1973 г. Кто бы мог подумать, что веселую книгу Марка Твена о неунывающем Гекльберри Финне можно было подать под столь грустным «соусом»? А Данелии удалось. Он даже название вон какое надрывное придумал…
Кстати, здесь его коллегами по съемкам были вновь:
· Виктория Токарева (его со-сценарист по «Джентльменам удачи»; эту комедию как режиссер снимал Александр Серый, но она тоже получилась в отдельных сценах весьма печальной);
· Евгений Леонов (который, будучи актером веселым, считался талисманом грустного Данелии);
- «Афоня» 1975 г. Фильм в целом не имел «грузинского акцента». Но ведь снял его Данелия.
И он показал там, по сути, трагизм нескольких маргиналов, а еще вполне социально полезной девочки – медсестры Кати, которая собственными руками рушила жизнь, навязываясь в спутницы жизни Афанасию;
- «Мимино» 1977 г. Веселая история похождений грузинского летчика и армянского водителя продемонстрировала сразу несколько видов кризисов – профессиональный, отношенческий и среднего возраста;
- «Осенний марафон» 1979 г. Что можно сказать об истории мужчины, который разрывался между двумя женщинами? Только то, что «нет повести печальнее на свете»;
- «Слезы капали» 1982 г. Название уже говорило само за себя. Режиссер же эту кино-иронию считал грустной сказкой;
- «Кин-дза-дза!» 1986 г. Да, шутки из этой комедии публика обожает цитировать до сих пор. Но если вдуматься, понимаешь, что показана история одиночества, для которого «и целого мира мало»;
- «Паспорт» 1990 г. Сюжет обострялся вечными темами (поиск родины и проч.) и текущей ситуацией (начало перестройки и «лихих 90-х»).
Грузинские короткометражки: «Спорили они, а тащил я...»
Многие другие картины, снятые на «Грузия-фильме», также в титрах обозначались как комедии, но на поверку выходили печальными.
Один из самых замечательных грузинских фильмов состоял из нескольких частей: легендарный цикл «Дорога» о троих друзьях – дорожных работниках. Различные части сняли разные режиссеры, но сценарии ко всем писал Резо Габриадзе.
При всей забавности и колоритности сюжет постоянно оборачивался невеселой стороной. Ведь герои, наносившие разметку на междугородние трассы, были отстранены от мира людей.
Да, у них была великолепная природа (они даже пытались покорять горы), замечательные друзья (все они трое), любимая работа… Но они всегда оставались одинокими. И лишь по самым большим праздникам (допустим, случайно нашли трехрублевку) они могли позволить себе выход в город (и то эта трехрублевка обернулась пятирублевым штрафом).
Чем дальше, тем более глубоко чувствовалось их одиночество.
Так, их сватовство в серии «Три жениха» не удалось – пока друзья готовились предстать перед избранницами, все три невесты нашли других спутников жизни.
Прекрасная девушка в серии «Бабочка», с которой они радостно ловили (и потом отпускали) бабочек, тоже уехала с женихом.
Юная красотка в серии «Пари» улыбалась столь прелестно, проходя мимо них с цветами… как выяснилось, к автомобилю своего парня.
Да и пари это им всем вышло боком. Сильному, но слишком доверчивому герою Кахи Кавсадзе сказали на спор донести до города внушительный рельс. Сами они его поначалу оценили один друг – в 143 кг, другой – даже в 207 кг. В итоге герой надсадился, а потом еще рельс пришлось нести обратно...
В «Покорителях гор» они пытались забраться на вершину, но оказались на крыше дома; один из них рисовал шикарные картины в духе Нико Пиросмани, однако никто его не оценил...
Другие грузинские комедии: «Мы друзья! А потому выпьем!»
Вспомним и другие фильмы Грузии времен СССР, которые при жанре «комедии» были довольно грустными:
- «Я, бабушка, Илико и Илларион» Тенгиза Абуладзе 1962 г. Здесь постепенно из мира уходили все, с кем было так весело общаться главному герою.
Даже его шутки звучали немного неловко и грустно. Допустим, когда мальчик старался обыгрывать, что его песик передает привет… хотя песика уже давно нет;
- «Встреча в горах» Николая Санишвили 1966 г. Фильм получился легкий, порхающий, музыкальный (за красотку актрису Лейлу Абашидзе пела Нани Брегвадзе), утонченный и в то же время брутальный (это был дебют на экране Бубы Кикабидзе)...
...но одновременно наталкивающий на элегические минорные мысли;
- «Кувшин» Ираклия Квирикадзе 1970 г. Кинокритики назвали его первым прорывом грузинского кино в вечность;
- «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани 1971 г. Тут юный композитор пытался творить, жить от души – но погиб, так и не написав музыку своей души. Может быть, потому, что он не успел ее наполнить?
Чем-то судьба этого мальчика напоминала сломленные крылья героя «Мимино»;
- «Голубые горы» Эльдара Шенгелая 1983 г. Здесь еще один творец – писатель – мучился от непонимания миром и отсутствия близких по духу людей;
- «Путешествие молодого композитора» того же Шенгелая 1985 г. В нем персонаж был задорным малым. Но в итоге его веселье влекло многочисленные жертвы…
Даже мультфильмы Грузии очаровывали щемящей унылинкой.
Вспомним сказку Карло Сулакаури «Еж, пес и мальчик Нико» 1984 г. Там поступки мальчика при всем его озорстве побуждали поразмыслить: а всегда ли можно столь безрассудно радоваться? Может, иногда надо остановиться и задуматься?
Вывод: «...кувшин можно склеить, а разбитое сердце – никогда»
Так почему же все эти веселые фильмы получились такими грустными?
Основная причина такова: традиционно все грузинские фильмы – это не просто сюжеты, но притчи. А притчи печальны по определению.
Когда Сын Божий рассказывал простым людям притчи, Он облекал их в краткую, доступную форму. Его истории были одновременно:
- радостными (потому что жизнь создана для счастья, а еще потому что людям так легче воспринимать и запоминать)
и
- грустными (ведь главная цель таких рассказов – побудить взглянуть на мир и самих себя глубже, понять что-то важное).
Притчи Христа стали недосягаемым эталоном. Но мы можем стремиться к хорошему.
Притчами в замечательном, душевном смысле являлись и грузинские кино времен СССР. Вот почему те комедии были такими печальными. Они рассказывали о жизни, судьбах, встающих перед человеком вопросах. А жизнь – это своего рода анекдот сквозь слезы, и пройти ее надо так, чтобы решить все проблемы и не падать духом.
П. с. Друзья, а какие грузинские фильмы нравятся вам?
На близкие темы читайте посты «Горькая изнанка комедии: кем была Лариса Ивановна, которую хотел Мимино?», плюс «"Дорога": коротко о комедийных грузинских короткометражках», а также «6 самых печальных комедий СССР» и еще «Самые грустные советские мультики».
И отвечайте на тест «Вспомните фильм или мульт СССР по рекордам его героев» (в том числе о многих персонажах грузинских фильмов).
#кино #культура #телевидение #СССР #психология #грузинское_кино #советскоекино