Найти в Дзене
CatGeek

«Гадкая сестра»: сказка, которую лучше не рассказывать детям

Эта лента заинтересовала меня после того, как она навела фурор на кинофестивале Sundance. Критики хвалили ее, а еще отмечали, что картина явно не для слабонервных. Ну знаете, этот стандартный пиар-ход, когда люди не выдерживают натуралистическое насилие на экране или хоррор слишком уж хоррорный. Так вот, писали, что кого-то даже стошнило во время просмотра. Классика! И, садясь за кино, наивно предполагал легкую прогулку…

Перед нами — переосмысление «Золушки» через призму черной комедии и боди-хоррора. Оба эти жанра нежно люблю, последний, правда, воспринимаю несколько равнодушно. Та жесть, что творится в «Грусти», «Ужасающем» или «Субстанции», не производит жуткого впечатления. Напротив, с интересом разглядываю практические спецэффекты, восхищаясь тем, с какой выдумкой ребята подходят к делу. Но тут всё иначе. «Гадкая сестра» нащупала мою слабую точку и надавила на нее.

Как вы поняли, это совсем не диснеевская сказка. Она вдохновлена версией братьев Гримм с оглядкой на Дэвида Кроненберга, Дарио Ардженто и Лучио Фульчи. Также сюда намешали «кэмповую» эстетику «Трех орешков для Золушки» 1973 года. Что такое «кэмп»? Это специфическая эстетика чрезмерности, театральности и иронии, для которой характерны гротеск, абсурдность, некоторая вульгарность. Это такой постмодернизм, бросающий вызов. Покойный Дэвид Линч им часто баловался.

-2

Главная героиня здесь — вовсе не Золушка, а ее сводная сестра Эльвира. Та самая, злая, завистливая и противная. Но в этом фильме ее образ заметно переосмыслили. Здешняя Эля наивная, чуть глуповатая девушка, искренне влюбленная в Принца благодаря томику стихов, который, как она думает, написал он сам. Золушка же, наоборот, загорелась желанием выскочить за Принца из меркантильных побуждений. При такой расстановке ролей именно «злобная сестра» оказывается куда более живой, чем в иных экранизациях и адаптациях.

Понимая, что она не сопернице Золушке, Эля готова кардинально измениться даже с помощью хирургического вмешательства. Заручившись поддержкой матери, которая та еще [цензура] и тоже преследует свои эгоистичные цели, она идет на все, лишь бы Принц обратил на нее внимание.

Из абзаца выше становится понятно, что ключевая тема «Гадкой сестры» — восприятие красоты и отношения к ней. Если «Субстанция» играла в глянцевую сатиру, то здесь — грязный, липкий и порой откровенный черный юмор. В кадре даже несколько раз покажут гениталии. Также вас ждет обнаженная Эльвира во всей своей... нет, не красоте. Скорее, во всей своей наготе. Одним из источников вдохновения послужил Валериан Боровчик. Одни критики называют его гением, а другие — порнографом. Он любил прибегнуть к гротескной сексуальности. При просмотре вы поймете о чем речь.

-3

Технически фильм хорош. Да, местами шероховатый, но это дебютная работа. Например, есть монтажный косяк в сцене с танцами — слишком рваный вышел переход от одного кадра к другому. В некоторых моментах взгляд цепляется за малобюджетность проекта. Иногда из-за этого создатели идут на вынужденные упрощения. Не критично, на самом деле, просто они вышли грубоватыми.

В остальном к фильму не докопаться. Прекрасная операторская работа и визуальные находки вытягивают картину на более высокий уровень, чем «дипломная работа». Локации — огонь, костюмы — класс, а музыка — это вообще отдельный разговор. Вступительная композиция телепортирует тебя в те времена, когда по ТВ крутили советские картины. Большая же часть музыкального сопровождения — это дикие электронные 80-ые.

Что касается хоррора: это скорее «лайтовый» Кроненберг. Без мерзких мутаций и прочей соответствующей жести, но финал… о да, финал. Он омерзительно прекрасен в своей омерзительности. Если надумаете смотреть с едой… Ну, не надо. Просто не надо. Мне кажется, именно на финальной сцене того бедолагу стошнило во время просмотра.

-4

Дебютная работа Эмили Блихфельдт — это приятный сюрприз для меня. Кто в наше время доверяет критикам, да? Но тут с ними согласен. Отдельный плюс, что Эмили не стала слепо копировать, а придерживалась своего видения, обрамляя его источниками вдохновения. А Леа Мюре в роли Эльвиры… Что ж, это было хорошо. Она отлично передала метаморфозу персонажа от глупышки до маньячки. Второстепенные актеры тоже не подкачали, некоторые особенно, хоть и часть из них появляются на экране ненадолго.

Вывод? Смотреть! Обязательно. Но с одним условием: если «Субстанция» показалась вам слишком противной или отталкивающей — проходите мимо. После просмотра подобной ленты вас ждет только неприятный осадочек. Остальным же — советую. Это жуткая версия «Золушки», которая особенно зайдет тем, кто ценит мрачное, гротескное кино с элементами боди-хоррора и черного юмора.

_________________________

Автор текста: MrVolche

🎮 🎲 Также читайте нас на других ресурсах:

  • Телеграм ↩ – новости, заметки и розыгрыши.
  • ВК ↩ – наша Родина.

Мы всегда рады новым авторам. Если хотите предложить статью на CatGeek или заинтересованы в сотрудничестве — пишите сюда или сюда.

Предложить статью за вознаграждение — сюда или на почту.

🎲🎥 Читайте также: