Педагогическая запущенность - это состояние, при котором у ребёнка наблюдается выраженное отставание в нравственном, эмоциональном, познавательном и поведенческом развитии, вызванное систематическим дефицитом педагогического воздействия.
Ключевые признаки:
- отсутствие сформированных моральных норм (не различает «хорошо» и «плохо»);трудности в обучении, слабая учебная мотивация;
- поведенческие признаки (агрессия, импульсивность, ложь, воровство);
- слабое развитие речи, словарный запас ниже возрастной нормы, отставание в мышлении, низкий уровень саморегуляции.
Важно: это не результат органического поражения мозга, а последствие социально-педагогической среды, в которой ребёнок рос — далеко не всегда это неблагополучная семья, равнодушие взрослых, недостаток общения и воспитания.
Есть несколько схожих понятий, например, социальная депривация. Основная причина изоляция от полноценного общения, в отличие от педагогической запущенности может включать и физическое, и эмоциональное лишение. Пед. запущенность может напоминать умственную отсталость, но при этом нет органических нарушений, и есть возможность наверстать развитие при помощи коррекции. Эмоциональная депривация - отсутствие привязанности, похоже, но при пед. запущенности скорее отсутствие воспитания.
Кейс: Дима, 8 лет
Единственный ребенок из обеспеченной семьи, родители оба работают, ребенка начали оставлять одного дома с 5 лет. Детский сад посещал редко, долго уговаривали собираться и оставляли дома.
Проявления: в школе не слушает, перебивает, на замечания от учителя не реагирует, встает с места. Слабое удержание внимания. Лжет, проявляет агрессию к сверстникам. Речь скудная, пересказ невозможен.
Психологическое заключение: низкий уровень саморегуляции, сформированы установки избегания, нарушены базовые нормы поведения, интеллект сохранен.
Педагогическая запущенность с преобладанием поведенческих нарушений.
Кейс 2: Лера, 9 лет
Воспитывалась бабушкой, мать в другой стране. Бабушка обеспечивала питание и безопасность, но не уделяла внимания развитию.
Проявления: не различает социально приемлемое поведение: может обсмеять одноклассника, отобрать вещи, ударить. Не осознаёт последствий поступков. Учит стихи и выполняет задания, без понимания смысла.
Психологическое заключение: Эмоциональная холодность, слабо развитая эмпатия, моральная дезориентация. При этом хорошие задатки в интеллекте.
Педагогическая запущенность с дефицитом нравственных ориентиров.
Кейс 3: Тимур, 11 лет
Родители работают вахтово, часто уезжают, ребёнок остаётся с малограмотной тётей. Часто пропускал занятия.
Проявления: Пишет с ошибками, дефицит в самоконтроле, читает по слогам. Не понимает значения многих слов, не может связно ответить на вопросы. Не интересуется учёбой, быстро устаёт.
Психологическое заключение: Вторичная педагогическая запущенность на фоне школьной неуспешности и речевой депривации.
Педагогическая запущенность с преобладанием когнитивных и речевых нарушений.
Автор: Глуцкая Дарья Викторовна
Психолог, Клинический психолог Нейропсихолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru