Где-то около 1530 года некий каменотес Юргенс из Брауншвейга изобрел ножную прялку (отличная штука, руки теперь освобождались для работы) и, несколько неожиданно, мир - изменился.
Он вообще менялся не слишком быстро (учитывая временной отрезок от неолита до Юргенса), но перемены имеют свойства ускорятся.
Перемены в прядильном и ткацком деле, в итоге, привели к тому, что в 1779 году англичанин Кромптон добился совершенства - его мюль-машина заменяла труд 40 человек!
Нельзя сказать, что это изобретение было одобрено вот прямо уж всеми: король, например, одобрил, наградив Кромптона огромными 10 тысяч фунтов, да и владельцы фабрик быстро оценили новинку, а вот рабочие были просто в панике - их труд заменяла машина, их заработки могли исчезнуть.
И рабочие перешли к превентивным мерам - они решили уничтожить конкурентов. То есть - ломать машины.
История помнит это как “восстание луддитов” - по имени легендарного (скорее всего, реально не существовавшего) вожака - Неда Лудда, который, по легенде, первым сломал пару чулочных станков. Не факт, что это произошло на самом деле, но передаваемая из уст в уста “новость” оказалась заразительной, и в 1811 году погромы прошли по всем заводам Англии. Королю, не смотря на то, что в разгаре была война с Наполеоном, пришлось отзывать с фронта войска, чтобы самыми жестокими способами (казнями и каторгой) утихомирить восставших, на что ушло аж два года.
Ну, хорошо, с луддитами справились, а что там, в итоге, произошло с рабочими местами?
А их… их некем было заполнить. Спрос на промышленную продукцию вырос невероятно, фабрик в Англии появилось столько, что рабочих рекрутировали о всей Европе, делая ставку на бедных ирландцев, которым можно было платить меньше, но дефицит рабочих рук был таков, что платить, в итоге, всем (и ирландцам тоже) пришлось больше.
Всего одна цифра: потребление хлопка для переработки в Англии за полвека (к 1830 году) выросло в 1800 раз.
История с луддитами, о которой все помнят из школьного учебника, вовсе не была единственной - любое новшество, которое можно было воспринять как “покушение на рабочие места”, вызвало смуту (хотя и не всегда заканчивалось разбиванием машин и черепов).
В конце XIX века, например, мир в ужасе ожидал, что электричество оставит без работы миллионы - потому что куда денутся фонарщики?
Или вот, например, автомобили - а что будет с извозчиками, если на любой улице одни извозчики?
Да что там говорить, вот - кино: что теперь делать актерам театров?
И каждый раз вдруг оказывалось, что любое новшество не уничтожает, а, наоборот, создает новые рабочие места - с рынка исчезли сотни тысяч фонарщиков, но появились миллионы электриков, исчезли извозчики и биндюжники, но появились шоферы, многократно превосходящие числом королей гужевой тяги, появилось кино и заняло уникальную нишу, создав сотни тысяч рабочих мест и так далее.
И - так всегда было и так всегда будет.
Понятно, что современные нам страхи - страхи перед роботизацией, потому что заводы теперь станут безлюдными, страхи перед AI (длиннющий перечень “профессий под списание” мы видим чуть ли не каждый день, страхи перед беспилотными средствами передвижения (поезда уже используются, на очереди автомобили, а потом и самолеты) - это вполне оправданные страхи.
Если кто-то думает, что роботизация, беспилотники и искусственный интеллект никак не повлияют на нашу жизнь - нет, обязательно повлияют, все прогнозы - оправданы.
И… что будет?
Автор не то чтобы рвется поделиться своим видением будущего, потому что автору кажется, что он не вправе занимать читателя именно своими фантазиями (на фантазии каждый имеет равные права), но одно можно сказать совершенно точно - человечество обязательно решит, чем занять освобождающиеся рабочие руки и головы.
Потому что человек - такая скотина, что - дай ему волю, он точно найдет чем себя занять и...
Продолжение этой статьи можно прочитать ЗДЕСЬ, Ссылка приведет вас в блог автора на платформе Boosty, где можно прочесть не только продолжение этой статьи, но и еще около 300 статей, посвященных истории экономики. Блог в Boosty - платный, но там можно выбрать опцию оплаты по карману.
А смысл оплаты - поддержать работу по теме, которая в школьные учебники никак не попадает. Потому что школьные учебники - это про войны, разрушения, убийства - словом, читая их, кажется, что суть и смысл существования - в ограблении, в стремлении кого-то убить, ограбить, чего-то отнять, и читая их, совершенно непонятно, как так вышло, что, в итоге, человечество становится гуманнее, а мир - удобнее и уютнее.
Ну вот это недоразумение и призвана исправить (или хотя бы скорректировать) работа автора. Если вы "за" такой подход - жду вас в Boosty. Мой благодарность всем услышавшим и правильно понявшим смысл сказанного. И великая благодарность - всем подписчикам, людям, которые, что называются, подставляют плечо.