Найти в Дзене
Жизнь за городом

Золовка предложила исполнить мечту и купить участок совместно, но я нашла подвох

– Представляешь, Аня, это наш шанс! – глаза Сергея сияли, когда он буквально влетел в квартиру после встречи с сестрой. – Вера нашла потрясающий участок, предлагает купить вместе и разделить поровну. Твоя мечта о загородном доме может сбыться!

Я замерла с недомытой тарелкой в руках. Действительно, о своем доме я грезила давно – с веrandой, садом и непременно качелями под старой яблоней. Но предложение от золовки казалось неожиданным.

– Вера? С чего вдруг такая щедрость? Мы с ней даже на дни рождения не ходим друг к другу, – я вытерла руки полотенцем.

– Она говорит, что хочет наладить отношения. И это правда выгодно – большой участок дешевле, чем два маленьких. Она уже завтра едет смотреть. Поедем с ней?

Сергей выглядел как ребенок, которому пообещали долгожданный подарок. За двенадцать лет брака я редко видела его таким воодушевленным.

– Хорошо, давай посмотрим, – согласилась я, хотя червячок сомнения уже начал подтачивать моё воодушевление.

Участок был действительно чудесным – пятнадцать соток на возвышенности, с видом на речку и лес вдалеке. Вера, высокая и энергичная, в модном бежевом плаще, уверенно показывала границы.

– Здесь будет ваш дом, здесь – наш. Общая дорога, но заборчик для приватности поставим. Павлуша уже все обмерил, – Вера говорила быстро, словно боялась, что мы передумаем.

Её муж, молчаливый Павел, согласно кивал, разворачивая на капоте машины какие-то чертежи.

– А сколько стоит? – этот вопрос я приберегла напоследок.

– Четыре миллиона за весь участок. По два с каждой семьи, – Вера произнесла это будничным тоном, но я почувствовала, как напрягся Сергей.

– Вер, мы столько не потянем сейчас, – тихо сказал он.

– У вас же есть материнский капитал! И кредит возьмете, – Вера приобняла брата. – Сережа, это же мечта Ани! Когда еще такой шанс представится? Участки здесь разлетаются как горячие пирожки.

По дороге домой Сергей был задумчив.

– Место отличное, но цена... Придется продать машину и занять у родителей, – он вздохнул.

– А почему Вера так торопится? – спросила я. – И почему именно этот участок?

– Потому что хороший! – Сергей слегка повысил голос. – Аня, ты вечно ищешь подвох. Сестра хочет помочь, а ты...

– Ладно-ладно, – я примирительно коснулась его руки. – Давай все спокойно обдумаем.

Вечером, пока Сергей возился с сыном, я открыла ноутбук и начала искать информацию о том районе. На третьей странице поисковика нашлась небольшая заметка о планах строительства скоростной трассы. Я увеличила карту и почувствовала, как сердце пропустило удар – дорога должна была пройти всего в трехстах метрах от "нашего" участка.

На следующий день я взяла отгул и поехала в администрацию района. Молодая сотрудница неохотно подтвердила – да, строительство утверждено, начнется через два года.

– А вы знаете, что-нибудь об участке номер 47Б? Там рядом должен быть еще один участок, без номера, – спросила я, вспомнив странный разговор Веры с Павлом, когда они думали, что я отошла.

Девушка помедлила.

– Вообще-то это служебная информация... – она замялась. – Но если вы хотите купить землю там, то должны знать. Соседний участок – спорная территория. Он принадлежал старому колхозу, но есть наследники, которые пытаются доказать права владения. Если они смогут подтвердить, что активно используют прилегающие земли, то по новому закону могут претендовать и на этот участок. А он ценный – там родник и выход к реке.

Я поблагодарила девушку и вышла на улицу с гудящей от информации головой. По дороге домой заехала к свекрови. Анастасия Петровна, несмотря на возраст, сохраняла ясный ум и прекрасную память.

– Мама, а у вашей семьи была какая-то земля в Заречье? – спросила я после обязательного чаепития.

Свекровь удивленно приподняла брови.

– Откуда ты знаешь? Был у деда Сережи участок большой, с выходом к реке. При советской власти отобрали, конечно. Вера в прошлом году интересовалась, документы какие-то искала. А что?

– Просто так, – улыбнулась я. – Сергей вспоминал, что летом ездили туда в детстве.

Через неделю Вера пригласила нас к себе "обсудить детали". В ее просторной кухне Павел разложил бумаги.

– Мы все продумали, – Вера разлила чай. – Оформим пока на меня, так проще с документами. Потом переоформим вашу часть на вас.

– А почему не сразу на обе семьи? – я старалась, чтобы мой голос звучал невинно.

– Бюрократии меньше, – быстро ответила Вера. – К тому же, у вас кредит, могут быть сложности.

– Два миллиона – это много для нас, – сказал Сергей. – Может, уменьшим участок?

– Нет! – слишком резко ответила Вера, потом смягчилась. – Сережа, там по минимуму пятнадцать соток. Меньше не делят.

Я молчала, наблюдая, как Павел нервно постукивает ручкой по бумагам.

– А что с дорогой? – спросила я наконец. – Которую собираются строить рядом?

Повисла тишина. Вера медленно поставила чашку.

– Какой дорогой? – её голос звучал слишком спокойно.

– Скоростной трассой в трехстах метрах от участка, – я достала распечатки из сумки. – И еще меня интересует соседний участок. Тот, на который ваша семья имеет наследственные права, если докажет использование прилегающей территории. Нашего участка, если точнее.

Павел побледнел. Вера выпрямилась, ее глаза сузились.

– Откуда ты...

– Неважно, – перебила я. – Важно, что вы хотели использовать наши деньги и наивность Сергея.

– Аня! – возмущенно воскликнул муж.

– Сережа, они не сказали нам про дорогу. И хотели оформить участок только на себя, чтобы потом претендовать на соседний, гораздо более ценный, – я повернулась к Вере. – Я права?

Вера резко встала, прошлась по кухне.

– Да, права! – наконец выпалила она. – Но ты не понимаешь. Это земля нашего деда, нашей семьи! Ее незаконно отобрали. Я два года бьюсь, чтобы вернуть, но нужно доказать, что мы используем соседний участок.

– И решила втянуть нас, ничего не объясняя? – я покачала головой.

– Я бы все рассказала потом, – Вера вдруг сникла. – Когда все получилось бы. Мы бы разделили землю честно, клянусь. Просто боялась, что вы не согласитесь.

– Конечно не согласимся! – воскликнул Сергей, вставая. – Пойдем, Аня.

– Подожди, – я удержала его за руку. – Вера, а что если сделать все по-честному? Вместе оформить покупку и вместе бороться за дедовскую землю? Законным путем.

Вера недоверчиво посмотрела на меня.

– Ты серьезно? После того, что я пыталась сделать?

– Родственники должны помогать друг другу, а не обманывать, – я пожала плечами. – К тому же, если объединить наши усилия, шансов больше.

Через полгода напряженной борьбы с бюрократией мы получили документы на наследственный участок. Он оказался вдвое больше того, что планировали покупать, с прекрасным выходом к реке.

– Не верится, что все получилось, – сказал Сергей, обнимая меня, когда мы стояли на нашей половине участка солнечным весенним днем.

– Получилось, потому что действовали честно, – я улыбнулась, глядя, как наш сын и племянница запускают воздушного змея.

Вера подошла к нам, протягивая чашки с горячим чаем.

– Спасибо, что не отвернулись тогда, – тихо сказала она. – Я вела себя ужасно.

– Все мы делаем ошибки, – ответила я. – Главное – исправлять их вовремя.

Мы стояли рядом, три разных человека, связанных теперь не только родственными узами, но и общей землей, общей победой. А вдалеке, за рекой, я видела очертания той самой дороги, которая чуть не разрушила наши отношения, но в итоге проходила достаточно далеко, чтобы не мешать нашей новой жизни.

***

Цветущая сирень наполнила двор весенним ароматом. Елена поливала комнатные растения на подоконнике, любуясь ярким солнечным днем. Неожиданный звонок в дверь прервал её размышления. На пороге стоял курьер с конвертом. Отправитель не указан, лишь пометка: "Лично в руки". Внутри — старая фотография их проектной группы из университета и записка: "Елена, это Сергей. Пять лет прошло с тех пор, как нашу дружбу разрушило то недоразумение с дипломным проектом. Недавно я обнаружил доказательства, что наши работы были намеренно подменены. Правда совсем не такая, как нам казалось все эти годы", читать новую историю...