Найти в Дзене
Гражданин СССР

Дыхание Под Водой: Куда Уходят Выхлопные Газы в Дизельной Подводной Лодке? Секреты Работы Дизелей в Погруженном Положении

Привет, друзья! Мы, кто интересуется историей Советского Союза, знаем, какую важную роль в обороноспособности страны играл Военно-Морской Флот, и в особенности – подводные лодки. Советский Союз обладал огромным флотом, и значительную его часть составляли дизельные подводные лодки. Эти грозные корабли были способны действовать скрытно, наносить удары из-под воды и решать множество стратегических задач.

Но у людей, которые не очень глубоко знакомы с устройством и принципами работы подводных лодок, часто возникает логичный вопрос, связанный с дизельными машинами: куда в дизельной подводной лодке под водой уходят выхлопные газы? Ведь дизельный двигатель, как и любой двигатель внутреннего сгорания, для работы нуждается в воздухе и производит выхлоп. А под водой, кажется, ни воздуха нет, ни возможности просто выбросить газы наружу из-за огромного давления воды. Давайте разберемся в этом вопросе, который раскрывает ключевой принцип действия дизельных субмарин.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как дизельная подводная лодка вообще работает в разных режимах движения. В отличие от атомных подводных лодок, которые могут находиться под водой месяцами, дизельные субмарины имеют свои ограничения, связанные именно с их двигателями.

Дизельная подводная лодка имеет, по сути, два типа главных двигателей:

  1. Дизельные двигатели: Это обычные двигатели внутреннего сгорания, работающие на дизельном топливе. Они используются, когда лодка находится в надводном положении (на поверхности моря) или в так называемом положении работы дизеля под водой (РДП), о чем мы поговорим ниже. Дизели обеспечивают ход лодки на поверхности и, главное, вырабатывают электроэнергию, которая используется для зарядки аккумуляторных батарей.
  2. Электрические моторы: Эти моторы питаются от мощных аккумуляторных батарей. Они используются, когда лодка находится в полностью погруженном положении, на глубине.

И вот здесь кроется главное: обычные дизельные двигатели НЕ МОГУТ работать, когда подводная лодка находится в ПОЛНОСТЬЮ погруженном положении, на глубине, без связи с атмосферой.

Почему не могут? По двум основным причинам:

  • Потребность в воздухе: Дизельному двигателю для сгорания топлива нужен кислород, который он берет из воздуха. Под водой, на глубине, доступа к атмосферному воздуху нет.
  • Выхлопные газы: Работающий дизель производит большое количество выхлопных газов (углекислый газ, сажа и т.д.). Чтобы выбросить эти газы наружу, за борт, их нужно вытолкнуть против огромного внешнего давления окружающей воды. Для этого требуется очень мощный компрессор и специальные клапаны, которые при работе дизелей в обычном режиме отсутствуют. К тому же, выброс большого количества газов под водой создаст пузыри, что демаскирует лодку.

Работа Дизеля Под Водой (РДП) и Устройство "Шноркель": Дыхательная Трубка Лодки

Так когда же дизели работают под водой и куда девается выхлоп? Они работают, но только тогда, когда лодка находится неглубоко под водой, чаще всего на так называемой перископной глубине (когда можно поднять перископ и специальные выдвижные устройства на поверхность). И для этого используется специальное устройство, известное как шноркель (в советской терминологии это называлось Устройство работы дизеля под водой - УРД).

Шноркель – это, по сути, выдвижная мачта, которая поднимается из прочной рубки лодки вверх, к поверхности воды. Внутри этой мачты (или рядом с ней в отдельных трубах) находятся два канала:

  • Воздухозаборный канал: Через него дизельные двигатели забирают свежий атмосферный воздух с поверхности для своей работы. Наверху мачты воздухозаборника есть специальный клапан, который автоматически и очень быстро захлопывается, если верхушку мачты накрывает волной, чтобы вода не попала в двигатели.
  • Газовыхлопной канал: Через него выхлопные газы от работающих дизелей выбрасываются наружу, в атмосферу, над поверхностью воды.

Таким образом, когда дизельная подводная лодка находится на перископной глубине и использует шноркель, ее дизели могут работать. Они всасывают воздух с поверхности через одну трубу шноркеля и выбрасывают выхлопные газы обратно на поверхность через другую трубу шноркеля. Это позволяет лодке двигаться под водой (хотя и неглубоко) и, самое главное, заряжать аккумуляторные батареи, не всплывая полностью на поверхность, что делает ее менее заметной для противника по сравнению с надводным положением.

Шноркель стал революционным изобретением (широко использовался немцами во Вторую мировую войну, а затем был активно внедрен и в СССР), которое значительно увеличило время нахождения дизельных лодок под водой по сравнению с лодками, которые могли использовать дизели только в надводном положении и затем полностью полагаться на заряд батарей.

Под Водой, на Глубине: Тишина Электромоторов

Когда же дизельная подводная лодка полностью погружается на глубину, глубже перископной, дизельные двигатели останавливаются. Они больше не работают, не потребляют воздух и, соответственно, не производят выхлопные газы.

В этом режиме лодка движется, используя электрические моторы, которые питаются от энергии, накопленной в аккумуляторных батареях. Это режим скрытного хода. Подводная лодка становится очень тихой (слышна только работа электромоторов и механизмов), она не производит выхлопных газов, которые могли бы демаскировать ее пузырями или запахом на поверхности.

Недостаток этого режима в том, что емкость аккумуляторных батарей ограничена. Лодка не может идти на полной скорости долго, и общее время нахождения под водой в полностью погруженном состоянии (без использования шноркеля для подзарядки) ограничено запасом энергии в батареях – обычно это дни, а не недели или месяцы, как у атомных лодок.

Вывод: Куда Уходят Газы?

Итак, отвечая на изначальный вопрос: куда в дизельной подводной лодке под водой уходят выхлопные газы?

  • В полностью погруженном положении на глубинеНИКУДА, потому что дизельные двигатели не работают и газы не производятся.
  • В погруженном положении на небольшой глубине (перископной), при работе дизелей под шноркелемна поверхность атмосферы через газовыхлопной канал шноркеля.

Таким образом, дизельная подводная лодка либо всплывает на поверхность (или поднимает шноркель), чтобы использовать дизели и выбрасывать выхлоп в атмосферу, либо находится на глубине, полагаясь только на электромоторы и батареи, не производя при этом выхлопных газов от дизелей.

Эта особенность работы дизельных подводных лодок – необходимость периодически подниматься к поверхности (или поднимать шноркель) для "дыхания" и зарядки батарей – является их основным ограничением по сравнению с атомными лодками, которые могут оставаться на глубине автономно очень долгое время. Но именно такое устройство позволяло дизельным лодкам оставаться эффективным и массовым оружием в составе советского флота на протяжении десятилетий.

Вот такая вот, друзья, история о том, как устроено "дыхание" дизельной подводной лодки и куда деваются выхлопные газы. Это наглядный пример того, как инженеры решают задачи, связанные с работой техники в экстремальных условиях. Надеюсь, теперь этот вопрос для вас прояснился. Знали ли вы об этом устройстве шноркеля? Какие еще аспекты устройства или работы подводных лодок вызывают у вас интерес? Делитесь своими мыслями и, конечно, своими вопросами в комментариях! Давайте вместе изучать историю советской техники и флота! И не забывайте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые, интересные рассказы о прошлом нашей великой Родины! До новых встреч!