Найти в Дзене
Дейли Днайв

"Поле Чудес" из 90-х: Как физик из секретного города создал игру за неделю и разозлил Якубовича

В знаменитую компьютерную игру «Поле Чудес» я поиграл в конце 90-х, когда добрый программист, восстанавливая нашу систему, записал туда пачку стареньких игр… ну, для кого стареньких, а для кого — верх новизны. Потом я встретил игру повторно на сборнике «170 игр на русском языке». Чем так запало «Поле Чудес»? Знаменитое капитал-шоу, которое мы в детстве смотрели каждую пятницу, врезалось в культурный код, что ли, запомнилось на эмоциональном уровне. Я вместе с участниками отгадывал слова, переживал, когда выпадал «Банкрот» на барабане, и радовался призу под названием «А-а-а-автомобиль». Ещё было приятно осознавать, что вот такие простые люди, как ты, сами попадают на популярную передачу, общаются с Якубовичем, а некоторые даже получают возможность прочитать стих на камеру и выиграть куклу Барби. Конечно, тогда я не задумывался о подводных камнях и о том, как на самом деле снимаются телешоу. Но речь у нас о компьютерной игре. Благодаря любви к оригинальной передаче интерес к «Поле Чудес»

В знаменитую компьютерную игру «Поле Чудес» я поиграл в конце 90-х, когда добрый программист, восстанавливая нашу систему, записал туда пачку стареньких игр… ну, для кого стареньких, а для кого — верх новизны. Потом я встретил игру повторно на сборнике «170 игр на русском языке».

Чем так запало «Поле Чудес»? Знаменитое капитал-шоу, которое мы в детстве смотрели каждую пятницу, врезалось в культурный код, что ли, запомнилось на эмоциональном уровне. Я вместе с участниками отгадывал слова, переживал, когда выпадал «Банкрот» на барабане, и радовался призу под названием «А-а-а-автомобиль». Ещё было приятно осознавать, что вот такие простые люди, как ты, сами попадают на популярную передачу, общаются с Якубовичем, а некоторые даже получают возможность прочитать стих на камеру и выиграть куклу Барби. Конечно, тогда я не задумывался о подводных камнях и о том, как на самом деле снимаются телешоу.

Но речь у нас о компьютерной игре. Благодаря любви к оригинальной передаче интерес к «Поле Чудес» оказался высоким. Теперь мы сами могли крутить барабан, не приезжая в Москву и не проходя строгий отбор. Правда, игровое шоу получилось куда более юмористическим.

-2

Прежде всего, нашими соперниками оказывались герои советских мультфильмов. Насколько я помню, это были: Кролик, Сова, Иа-Иа, Пятачок, Винни-Пух, Карлсон. Вроде бы всех перечислил — не хватает только Малыша. Заработанные очки отображались в виде рублёвых купюр, возникающих поверх таблички «Snickers». Ах, эта скрытая реклама…

Барабан копировал своего «прародителя» из шоу, но добавлял забавные изображения: кукиш (0 очков), пропуск хода и кости с черепом (банкрот и сгорание всех очков). Также на барабане присутствовали утроение и учетверение очков — в реальной игре такого не было. За три правильно угаданные буквы игроку приносили две шкатулки, а при выпадении сектора «Приз» можно было забрать его и выйти из игры. Увы, автомобиль нам так и не предлагали, зато можно было выиграть полезные вещи: зубочистку, шнурки для калош, рулон мягкой туалетной бумаги или расчёску для усов. Причём в этом же окне указывался реальный адрес студии в Москве, где приз можно было забрать.

-3

Поскольку создатель игры, Вадим Башуров, заботливо указал внизу экрана свой адрес, телефон и электронную почту, его настиг шквал звонков и писем от возмущённых игроков, которые требовали выдать им обещанные призы. Кстати, аналогичные письма хлынули и в саму студию «Поле Чудес» — люди жаловались, что не могут забрать «честно выигранные шнурки для калош». Руководство шоу даже собиралось подать на Башурова в суд… со слов самого Якубовича, когда они с создателем игры случайно встретились возле гостиницы в Нижнем Новгороде.

-4

Для меня было неожиданностью узнать, что Вадим написал игру всего за семь дней. И вдвойне неожиданно — где он это сделал. В Нижегородской области, в городе Саров (тогда — Арзамас-16). Он работал программистом в Институте экспериментальной физики. Вадиму повезло: из двух компьютеров, присланных в институт, один поставили в его кабинет. Тут и все карты в руки.

Если разбить процесс создания по дням, то получится так:

2 дня — визуальная часть,

2 дня — база данных слов, тем и подсказок,

3 дня — тестирование (помогали коллеги).

Открывающую заставку он срисовал с фотографии реальной студии «Поле Чудес», а игровой «зал» позаимствовал из Wolfenstein 3D. Персонажей-соперников пиксель за пикселем скопировал с изображений, которые были под рукой. Появление «Snickers» объясняется просто: в 90-е на рынок хлынул поток импортных товаров, и по ТВ крутили рекламу всяких «вкусняшек». Сам Вадим мечтал о коробке Snickers, вот и добавил в игру тот продукт, которого он больше всего желал.

А ещё, по словам автора, «Поле Чудес» он создал в подарок любимой девушке. Это как убить дракона или возвести золотую статую — такой подарок мог бы гарантировать любовь до гроба… Увы, девушка бросила его через десять лет. Эффект был долгим, но не вечным.

-5

К сожалению, за игру Вадим почти ничего не получил — она не продавалась, а распространялась бесплатно через Фидонет. Однако слава его настигла: об авторе писали даже в США. Ходили слухи, что «Поле Чудес» хотели портировать на Dendy, но не сложилось. В одних источниках говорится, что порт действительно планировался, Вадиму даже выделили деньги, но для переноса игры нужно было изучать новый язык программирования, и он отказался по причине отсутствия времени. В иной версии речь идёт не о «Поле Чудес», а о другой игре Башурова — «Морской бой». Якобы он выучил новый для себя язык программирования Форт, написал игру для эмулятора, однако в этот момент продавать игры стало невыгодно, и всё заглохло. Но итог один — игры Вадима так и не попали на приставки.

Зато он смог пробиться в App Store с логической игрой Six Towers. В начале 2010-х он на ней неплохо заработал, хотя сейчас игра уже недоступна (а потом разработчика и вовсе забанили на устройствах Apple). Впрочем, даже без игрового успеха у него всё сложилось хорошо: его взяли на работу в Intel, а это, как известно, не «хвост собачий».

Six Towers
Six Towers

Не стоит считать Вадима Башурова автором одной игры. Вот некоторые из его работ:

«Пентис» (1990) — аналог тетриса, но с пятигранными фигурами.

-7

«Arcanoid» (1991) — не простой, а псевдотрёхмерный, что наверняка было "Вау!" для того времени. Шарик прыгает как бы вверх, словно находясь в стакане, а мы смотрим на него снизу.

-8

«Морской бой» (1992) — обычный морской бой, но с красиво нарисованными корабликами и политическим подтекстом - Вадим писал его под впечатлениями от событий, которые происходили в этом время.

-9

«King» (1993) — перенос на экраны компьютеров карточной игры. Некоторые персонажи и графические элементы заимствованы из игры «Поле чудес». Забавно, как заглавный и финальный экраны оформлены в стиле газетной вырезки. Да и вообще, атмосфера в игре царит ламповая. Здесь уже, помимо «Сникерсов», появились этикетки от шоколадки «Марс».

-10

«Поле Чудес (Hot Seat)» (1994) - всё тот же Поле Чудес, но уже с возможностью игры вдвоём, плюс добавились новые персонажи из мультиков (Фрекен Бок, Багира).

-11

Если вам интересна личность Вадима Башурова — как он создавал игры в 90-е, где работал и чем занимается сейчас, — есть несколько ресурсов. Приложу их здесь.

Поговорили с автором компьютерного «Поля чудес». Сейчас он делает ремейк Wolfenstein, ждет разбана от Apple и сидит на Sports.ru
История игрушки. Поле Чудес