Часто зрители говорят одно и то же: мол, современные фильмы о войне насквозь фальшивые, вот советские – там была вся правда жизни. Во-первых, не все новые картины так уж плохи, хотя и от меня самого премьерам чаще достается по полной. Во-вторых, и более старые ленты нередко очень далеки от идеала. Да, их снимали люди, которые войну знали не по книжкам. Да вот только сказать могли не всё. Ой, как не всё. Четырехсерийная «Блокада», снятая в середине 70-х, была одной из первых попыток осмыслить чуть больше, чем предшественники, ответить на мучивший всех вопрос: если к войне постоянно готовились, почему же она застала врасплох? Разумеется, советский кинематограф ничуть не о критике власти. Но в «Блокаде» попытались мягко показать неразбериху первых дней, когда враг за несколько недель прорвался к Ленинграду. Здесь нет главных персонажей в привычном понимании. Лента похожа на эпопею Юрия Озерова «Освобождение»: художественными средствами на документальной основе. Есть, конечно, и обычные лю