Найти в Дзене
Роман Апрелев

«Блокада»: так ли правдиво советское кино о войне?

Часто зрители говорят одно и то же: мол, современные фильмы о войне насквозь фальшивые, вот советские – там была вся правда жизни. Во-первых, не все новые картины так уж плохи, хотя и от меня самого премьерам чаще достается по полной. Во-вторых, и более старые ленты нередко очень далеки от идеала. Да, их снимали люди, которые войну знали не по книжкам. Да вот только сказать могли не всё. Ой, как не всё. Четырехсерийная «Блокада», снятая в середине 70-х, была одной из первых попыток осмыслить чуть больше, чем предшественники, ответить на мучивший всех вопрос: если к войне постоянно готовились, почему же она застала врасплох? Разумеется, советский кинематограф ничуть не о критике власти. Но в «Блокаде» попытались мягко показать неразбериху первых дней, когда враг за несколько недель прорвался к Ленинграду. Здесь нет главных персонажей в привычном понимании. Лента похожа на эпопею Юрия Озерова «Освобождение»: художественными средствами на документальной основе. Есть, конечно, и обычные лю
Кадр из "Блокады"
Кадр из "Блокады"

Часто зрители говорят одно и то же: мол, современные фильмы о войне насквозь фальшивые, вот советские – там была вся правда жизни. Во-первых, не все новые картины так уж плохи, хотя и от меня самого премьерам чаще достается по полной. Во-вторых, и более старые ленты нередко очень далеки от идеала. Да, их снимали люди, которые войну знали не по книжкам. Да вот только сказать могли не всё. Ой, как не всё.

Кадр из "Блокады"
Кадр из "Блокады"

Четырехсерийная «Блокада», снятая в середине 70-х, была одной из первых попыток осмыслить чуть больше, чем предшественники, ответить на мучивший всех вопрос: если к войне постоянно готовились, почему же она застала врасплох? Разумеется, советский кинематограф ничуть не о критике власти. Но в «Блокаде» попытались мягко показать неразбериху первых дней, когда враг за несколько недель прорвался к Ленинграду.

Кадр из "Блокады"
Кадр из "Блокады"

Здесь нет главных персонажей в привычном понимании. Лента похожа на эпопею Юрия Озерова «Освобождение»: художественными средствами на документальной основе. Есть, конечно, и обычные люди, не занимавшие больших постов. Но им уделяется внимания не больше, чем Сталину, Гитлеру, Жданову, Жукову. Своеобразная экранизация учебника истории с элементами реконструкции. Сегодня такая подача материала выглядит слегка архаичной. К тому же бросается в глаза не всегда уверенная работа оператора: камера дергается в неподходящие моменты. Наверняка, приходилось экономить пленку, поэтому все, что не брак, признавалось годным. Не до перфекционизма.

Кадр из "Блокады"
Кадр из "Блокады"

Многовато пафоса, от которого авторы уходили, уходили, да не ушли. Торжественные речи о коммунистах, призывы к самопожертвованию. Например, молодой ленинградец Анатолий не сумел защитить свою девушку от немецких насильников. Он пытался драться, но фашист оказался просто сильнее. Нацисты отпустили Анатолия, когда он соврал, что является сыном белогвардейца и ненавидит большевиков. Потом он снова встретится с этой девушкой и расскажет, как ему удалось спастись. Она помрачнеет: молодой человек в ее глазах упал ниже некуда, спася свою жизнь такой хитростью. Он должен был умереть, но не отречься от преданности власти. Не родине – подчеркну, а партии!

Кадр из "Блокады"
Кадр из "Блокады"

Фальшь в советских фильмах даже хуже нынешней. Сегодня она может быть от незнания, от непонимания психологии людей того времени. Хотя и банальной конъюнктуры хватает. Полвека назад кинематографистам приходилось сознательно умалчивать и искажать свою же окопную правду, формируя устраивающий власть миф. И блокадная история здесь является, пожалуй, ярчайшим примером: рассказать, насколько ужасны были испытания, выпавшие на долю горожан, не удавалось долгие годы.