Найти в Дзене
Bellalavanda

Слишком носатая принцесса

«Я хочу знать, что не так с этой принцессой!» — король уже потерял терпение и с раздражением читал пространные доклады своего посланника о внешности девушки, которую прочил в жены своему старшему сыну и наследнику. Людовик XIV слыл большим ценителем женской красоты, и ему хватило ума понять, что если о внешности девицы в депеше нет ни одного восторженного слова, но ее ум и манеры превозносят до небес, ничего хорошего ждать не приходится. Король Франции и курфюрст Баварии задумали этот брак еще много лет назад. Принцессе Марии Анне Виктории на момент помолвки было восемь лет, а дофину Людовику — семь. Но теперь пришло время исполнять задуманное. Глядя на своего апатичного и меланхоличного отпрыска, единственный интерес которого заключался в охоте, Король-Солнце тяжело вздыхал. И этот полный, лишенный обаяния молодой человек должен унаследовать его корону, весь блеск и величие… Быть может, женитьба на хорошенькой и доброй девушке пробудит в нем жизненный огонь, заставит повзрослеть. Но п

«Я хочу знать, что не так с этой принцессой!» — король уже потерял терпение и с раздражением читал пространные доклады своего посланника о внешности девушки, которую прочил в жены своему старшему сыну и наследнику. Людовик XIV слыл большим ценителем женской красоты, и ему хватило ума понять, что если о внешности девицы в депеше нет ни одного восторженного слова, но ее ум и манеры превозносят до небес, ничего хорошего ждать не приходится.

Мария Анна Виктория Баварская
Мария Анна Виктория Баварская

Король Франции и курфюрст Баварии задумали этот брак еще много лет назад. Принцессе Марии Анне Виктории на момент помолвки было восемь лет, а дофину Людовику — семь. Но теперь пришло время исполнять задуманное. Глядя на своего апатичного и меланхоличного отпрыска, единственный интерес которого заключался в охоте, Король-Солнце тяжело вздыхал. И этот полный, лишенный обаяния молодой человек должен унаследовать его корону, весь блеск и величие… Быть может, женитьба на хорошенькой и доброй девушке пробудит в нем жизненный огонь, заставит повзрослеть.

Но принцессу нельзя выписать из Баварии, чтобы посмотреть на нее, а если не понравится, отослать назад. Потому Людовик XIV желал быть совершенно уверен, что Мария Анна сможет понравиться его сыну.  Ко французскому двору прислали портрет принцессы, но король не желал доверять живописцам, которые, как известно, часто льстят своим заказчикам. И потому в Мюнхен к Фердинанду Баварскому был отправлен посланник маркиз де Круасси.

Великий дофин Людовик
Великий дофин Людовик

Его главной и единственной дипломатической задачей было составить подробное описание принцессы. Маркиз с задачей справился из рук вон плохо, и его донесения выводили Людовика XIV из себя. Совершенно невозможно было понять, хороша ли Мария Анна или не хороша, но только маркиз каждый раз упоминал, что нос у нее слишком большой:

«Нос великоват, особенно если присмотреться к кончику. Однако он ни в коем случае не уродует лицо и не делает принцессу менее привлекательной».

Тогда Людовик решил отправить в Мюнхен имеющийся портрет баварской принцессы, чтобы Круасси сказал, похоже ли изображение на оригинал. «Нет, принцесса вовсе не так хороша», — констатировал Круасси. И опять писал про нос, дескать, на портрете нос совсем другой, больше, чем на полотне.

— Дался ему этот нос! — злился Король-Солнце. Ему уже не терпелось самому увидеть слишком носатую принцессу и решить, хороша она или не хороша, и если даже не очень хороша, то есть ли в ней обаяние, ведь часто это гораздо важнее в женщине, чем идеальные губы, глаза и кожа.

Тогда король послал художника, чтобы написал новый портрет. Но и тот Круасси раскритиковал.

Нос принцессы не давал покоя королю и всем придворным. Что же там за нос такой, судачили они. И только дофин совершенно не интересовался будущей женой, ему было совсем все равно, даже если бы у нее и вовсе не было носа.

Наконец, когда Мария Анна Виктория Баварская прибыла во Францию, Людовик XIV смог сам убедиться — нос хоть и был великоват, но действительно не портил девушку, а в глазах у нее светились ум и доброта. Даже равнодушный ко всему дофин Людовик проникся симпатией к невесте и даже влюбился в нее.

Мария Анна стала первой дофиной Франции со времен печально известной Марии Стюарт, а потому при дворе к ней относились с большим почтением и уважением, ведь в будущем ей предстояло стать королевой Франции, а сейчас она была второй дамой после королевы.

Великий дофин с семьёй, худ. Пьер Миньяр, 1687 г.
Великий дофин с семьёй, худ. Пьер Миньяр, 1687 г.

У супружеской четы родилось трое детей, старшему из них предстояло стать отцом будущего короля Людовика XV.

И так как носатая принцесса сумела разбудить страсть дофина, до того дремавшую, верность он ей хранил только первые годы брака, а потом пустился во все тяжкие и по примеру своего венценосного отца начал менять любовниц. Вкусы у дофина были весьма оригинальные, но это уже другая история…

Опечаленная поведением мужа, Мария Анна все чаще затворялась в своих покоях и грустила. Она скончалась от туберкулеза в 1690 году.

Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки и комментарии!