Найти в Дзене

Как в Никольской церкви в Ермолино оказалась Ченстоховская икона из Гродно

В Никольском храме в Ермолино Ленинского района находится список знаменитой Ченстоховской иконы Божией Матери, оригинал которой хранится в католическом монастыре Ясная Гора в Польше. Храм в Ермолино не закрывался в советские годы, поэтому сюда приносили иконы из закрытых церквей со всей округи, в том числе - из Екатерининской пустыни, где временно хранилась "польская" икона. Самая известная икона католической Польши - Ченстоховская Божия Матерь почитается не только католиками. Среди православных списки этой иконы в Российской империи распространялись в основном на западе нынешних Белоруссии и Украины. Почитаемая в Ермолино старинная икона преодолела большой путь, прежде чем попала в Подмосковье - район города Видное. Перенесемся в белорусский город Гродно, расположенный на стыке двух миров: польского католического и русского православного. Исторически монастыри и храмы здесь не раз переходили из одной конфессии в другую. Такая судьба была и у монастыря Рождества Богородицы в Гродно.

В Никольском храме в Ермолино Ленинского района находится список знаменитой Ченстоховской иконы Божией Матери, оригинал которой хранится в католическом монастыре Ясная Гора в Польше. Храм в Ермолино не закрывался в советские годы, поэтому сюда приносили иконы из закрытых церквей со всей округи, в том числе - из Екатерининской пустыни, где временно хранилась "польская" икона.

Самая известная икона католической Польши - Ченстоховская Божия Матерь почитается не только католиками. Среди православных списки этой иконы в Российской империи распространялись в основном на западе нынешних Белоруссии и Украины. Почитаемая в Ермолино старинная икона преодолела большой путь, прежде чем попала в Подмосковье - район города Видное.

Перенесемся в белорусский город Гродно, расположенный на стыке двух миров: польского католического и русского православного. Исторически монастыри и храмы здесь не раз переходили из одной конфессии в другую. Такая судьба была и у монастыря Рождества Богородицы в Гродно. Именно оттуда происходит подмосковный список Ченстоховской иконы.

-2

В XVI столетии, до Брестской унии 1596 года, на месте обители Рождества Богородицы стоял православный Пречистенский храм, хотя город Гродно политически находился под властью Речи Посполитой. В XVII веке Пречистенский храм передали униатам. При храме поселилась женская община католических монахинь-базилианок. Почти двести пятьдесят лет храм был в "плену" католической унии. В 1839 году состоялся Полоцкий собор, на котором униатское духовенство и большая часть населения западных губерний Российской империи решили вновь соединиться с Российской церковью. Вместо униатского женского монастыря в Гродно был учрежден православный Богородице-Рождественский монастырь.

В 1901 году Святейший Синод Российской Церкви решил переселить женскую общину из Гродно в урочище Красносток. Оно находилось в 30 верстах от Гродно. Это был очаг католического влияния в губернии, и монахиням необходимо было нести проповедь православия среди местного населения, крепко стоявшего в "польской" вере.

Интерьер церкви села Ермолино
Интерьер церкви села Ермолино

В конце XVIII века в урочище Красносток был польский костел и небольшой монастырь доминиканцев. Считалось, что монастырь построили на месте православного храма. После упоминавшегося Полоцкого собора монастырь в Красностоке формально перешел в православную конфессию. Однако даже в отчете обер-прокурора за 1901 год чувствуется, что переход этот был навязан сверху:

Необходимо было возвратить Красностокскому храму то миссионерское значение, какое он имел у католиков, тем более что не прекратившаяся и после передачи названного храма православной церкви враждебная деятельность католических ксендзов настоятельно указывала на необходимость создать в очаге этой деятельности такую твердыню православия.

Переселение монахинь из Гродно в Красносток произошло и по другой причине: в городе монастырь находился слишком близко к двум табачным фабрикам.

-4

В Красностоке в монастыре находилась старинная икона Богородицы, которая еще до Брестской унии была подарена князем Урусовым во время похода против Литвы местным православным верующим. Образ получил имя "Красностокского" и считался чудотворным, как у католиков, так и у православных. После перевода храма в православную юрисдикцию несколько лет святыню прятали в алтаре. Боялись, что униаты и католики украдут ее.

Через 13 лет после переезда женской общины из Гродно в Красносток началась Первая Мировая война. Русская армия начала боевые действия неудачно. Быстрое наступление немцев вынудило монахинь Красностокского монастыря в 1915 году эвакуироваться в Москву. Царь Николай II лично разрешил 164 монахиням поселиться в Нескучном саду. Из Красностока монахини привезли в Москву святыни и иконы.

Но убежавшие от войны монахини не нашли приюта и в единоверной Москве. После 1917 года советская власть выселила инокинь из помещений в Нескучном саду в Москве. Только по ходатайству патриарха Тихона с 1918 года изгнанницам разрешили переселиться в подмосковную Екатерининскую пустынь в Подольский уезд. Там они и продолжали свою жизнь по монастырскому уставу, хотя формально числились членами трудовой артели.

Ченстоховский образ в церкви села Ермолино
Ченстоховский образ в церкви села Ермолино

В 1931 году гонения на Православную Церковь усилились. Красностокских монахинь выгнали и отсюда. В бывшем Екатерининском монастыре закрыли последнюю действовавшую надвратную церковь. Судьбы выселенных монахинь сложились по-разному, многих из них арестовали и выслали в Казахстан. Святыни монастыря, в том числе привезенные в 1915 году иконы из Красностока, все же удалось спасти. В первое воскресенье после праздника Покрова Пресвятой Богородицы монахини тайно перевезли иконы в соседнее с Екатерининской пустынью село Ермолино. Там Никольский храм в советские годы не закрывался. С тех пор список Ченстоховской иконы и остался в этой подмосковной церкви, где находится и сейчас.