Найти в Дзене
СВОЛО

И всего-то!..

Знаете, откуда Ларионов набрался ненависти для изобретения своего лучизма? – Посетив выставку Тёрнера в 1906 году.

Особенно, мне кажется, он возбудился от такой картины.

Тёрнер. Парк Петворт, вдали от церкви Тиллингтона. 1830.
Тёрнер. Парк Петворт, вдали от церкви Тиллингтона. 1830.

Тонкое отдельное возвышение правее центра на горизонте, наверно, и есть та церковь.

Этот тут.

-3

Стрелкой показано направление взгляда художника на эту церковь. Но надо предположить, что за почти 200 лет озеро усохло и от дороги отступило.

Тёрнер – солипсистский романтик. Это значит, что его так возмутил воцарившийся по всей Европе пошлый капитализм, для которого деньги – всё, что из такой мерзкой действительности убежал в свой прекрасный внутренний мир. Который он выражал здоровенным натурокорёжением – сумасшедшей красотой, в действительности не бывающей. Для этого он выбирал необычайности. Туманы. Закаты. Восходы. С лучами. С огромным числом планов.

А в этой картине Тёрнер ограничился только одним – изобразил солнце довольно высоко над горизонтом, когда оно настолько ослепительное, что на него невозможно смотреть (здесь время вечернее, судя по карте, солнце левее церкви, и из-за высоты над горизонтом ещё совсем не красное, на которое можно смотреть). И высоко стоящее солнце обычно не изображают. А Тёрнер – изобразил. Это не сразу видно, чем и достигается выражение его ослепительности. И потому всё – тёмное. Оно – против света. А романтических лучей – нет.

Ларионов прозрел ту великую ненависть, какая двигала Тёрнером, а у самого его – по отношению к России – была ещё большая ненависть. В Англии духовная ограниченность капитализма обусловливала бегство во внутреннюю жизнь, так капитализм там был передовой, метропольный, царь в своём Зле, а в России он был периферийный, она была полуколонией Запада, отсталая, а пыжилась, будто она великая держава. От такого хотелось бежать ещё дальше, вообще вон из Этого мира – в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, где сама физика другая. Так если Тёрнер, вопреки всем романтикам, выразил негатив не только методом от противного (пронизанность светом), но и прямым образом – безлучевой тьмой, что против света, то Ларионов взялся иномирие выразить перебором лучей. Всё – лучи. И больше ничего нет, кроме лучей. – Вот это ненависть, так ненависть. Одни прямые линии.

Его последователь Ле-Дантю пошёл ещё дальше – он их заставил как бы завертеться.

Михаил Ле-Дантю. Поворот автомобиля. 1913-1914. Холст, масло.
Михаил Ле-Дантю. Поворот автомобиля. 1913-1914. Холст, масло.

Вы не испытывали чего-то, вроде головокружения, сидя в автомобиле при его крутом вираже? – Вот что-то такое изобразил Ле-Дантю, не знаю, злясь на что-то запредельно или просто логически продлевая заумь трюков лидера.

Впрочем, в красном можно узреть капот.

-5
-6

8 мая 2025 г.