Найти в Дзене

Традиции Архангельской "Маргаритинки". Часть 3 – празднование «Новолетия»

Хочу сразу отметить, что пока в Архангельске шла ярмарка — ни о каких увеселениях речи быть не могло! Торговля дело нешуточное — тут разок расслабишься — и всё. А вот уже как всё закончилось — товары распроданы, сделки на поставки заключены, барыши заработаны и пора собираться в обратную дорогу (вплоть до Петра 1 зимой в Архангельске никто не жил кроме сторожей-дворников), то можно и погулять. И традиции того времени это позволяли. Кроме упоминавшегося мною ранее в этой статье «Поморского нового года», традиции празднования которого известны по всей Руси и от них не отличавшихся (не было только ёлок и ночных посиделок — все праздники наши предки отмечали днём). К этой дате надо было закончить все дела и встретить праздник в церкви. После большой торжественной службы принято было организовывать пиры — в каждом доме пеклись пироги и другие угощения. У нас на Севере в отличие от остальной страны на столах всегда было множество рыбы — о которой до сих пор мало знают жители средней полос

Хочу сразу отметить, что пока в Архангельске шла ярмарка — ни о каких увеселениях речи быть не могло! Торговля дело нешуточное — тут разок расслабишься — и всё. А вот уже как всё закончилось — товары распроданы, сделки на поставки заключены, барыши заработаны и пора собираться в обратную дорогу (вплоть до Петра 1 зимой в Архангельске никто не жил кроме сторожей-дворников), то можно и погулять. И традиции того времени это позволяли.

фото из интернета реконструкций празднования "Поморского нового года" в Архангельске в 2000-х
фото из интернета реконструкций празднования "Поморского нового года" в Архангельске в 2000-х

Кроме упоминавшегося мною ранее в этой статье «Поморского нового года», традиции празднования которого известны по всей Руси и от них не отличавшихся (не было только ёлок и ночных посиделок — все праздники наши предки отмечали днём). К этой дате надо было закончить все дела и встретить праздник в церкви. После большой торжественной службы принято было организовывать пиры — в каждом доме пеклись пироги и другие угощения. У нас на Севере в отличие от остальной страны на столах всегда было множество рыбы — о которой до сих пор мало знают жители средней полосы.

Рецептов всегда море — и традиционная треска, и пласты камбалы, и копчёная зубатка, и царь рыба — палтус. Особенность наших рыб — их жирность. Чем они жирнее — тем вкуснее. Но не привыкшие к этому рациону южане к таким лакомствам относятся часто прохладно — известно, что когда в на город в 1962 году приехал Никита Хрущёв, то для него сварили очень жирную «генеральскую» уху — которую он попробовав даже не стал есть — не привычно. Впрочем, поваров поблагодарил.

В эти дни все многочисленные общепиты Архангельска стремились перещеголять друг друга, устраивая распродажи еды по самым бросовым ценам — стремясь хоть за сколько продать остатки продуктов. А этих заведений в нашем городе было очень много! Они строились для питания моряков заграничных кораблей на берегу.

фрегат "Полтава" в Питере - копия таких же старинных морских парусников
фрегат "Полтава" в Питере - копия таких же старинных морских парусников

  • Напомню — во времена парусников экипажи судов были большими — в среднем по 200-250 человек. На военных судах экипажи были ещё больше раза в 2. Во время стоянки в порту весь экипаж кроме вахтенной команды отпускался на берег — жить-то на корабле было негде. Натягивали гамаки где придётся — там и спали. Проснулся — гамак убрал — и на вахту. Кушать на корабле тоже не очень — заплесневелые сухари, каменный сыр да солонина с червями. Потому и есть старались в темноте — чтобы не видеть эту еду... Огонь же разводить можно только на берегу — на паруснике всё слишком пожароопасно.
  • Вот и сходили на берег все — и индустрия гостеприимства в старом Архангельске процветала! Кораблей приходило много (в начале 17 века счёт шёл на десятки в навигацию, а в начале 18 века уже на сотни) — моряков с них сходило тысячи. Население же самого города тогда было совсем небольшим — по известным данным переписи 1786 года в нём проживало 3571 человек. В 17 веке наверняка и половины этой численности не было!

Даже если взять в среднем по 200 человек с одного судна — то 10 судов это уже 2 тыс человек!

Интернет даёт такую информацию — в 1618 году в Архангельский порт зашло 33 иностранных судна, в 1635 году — 12 судов, в 1693 году — 40, в 1694 году — 50, в 1700 — 64, в 1708 году — 208, в 1715 году — 230, в 1716 году — 233. После 1718 года — когда Пётр 1 запретил торговлю через Архангельск для развития Питера — вплоть до времён Анны Ивановны, начавшей отменять эти запреты, порт замер. Но даже и тогда в него всё-таки приходило по паре десятков парусников. Окончательно все петровские запреты на торговлю через Архангельск были отменены Екатериной 2 в 1762 году — и уже через 10 лет после этого опять число заходов иностранных торговых кораблей увеличилось до 206 штук в навигацию.

И это мы ещё не говорим о том, что с петровских времён тут же начали интенсивно строить военные корабли для Балтийского флота, а со времён Екатерины 2 — и для Черноморского. И для них сюда прибывали команды военных моряков, которые тут же вставали на постой — которых надо было и кормить\поить. Так что общепит старого Архангельска был на высоте!

общепит в древности мало отличался от современного - разве лишь большой скученностью народа - ведь моряков ежегодно приходило больше чем жителей в несколько раз!
общепит в древности мало отличался от современного - разве лишь большой скученностью народа - ведь моряков ежегодно приходило больше чем жителей в несколько раз!

И все эти многочисленные столовые\трактиры\рестораны по окончанию летнего сезона устраивали застолья, заманивая к себе последних клиентов. Всё это превращалось в настоящий праздник!

Но не только в новогодние гуляния отмечали «праздник живота» - был ещё один традиционный праздник, отмечавшийся в эти дни, дошедший до наших дней — о нём в следующей главе.