Майский номер За рулем 25-летней давности погружает нас в лавину автомобильных революций: создан альянс General Motors – Fiat, DaimlerChrysler поглощает Mitsubishi, BMW избавляется от убыточного британского Ровера... Более того, журналисты поделились некими сведениями о том, что Volkswagen собирается приобрести либо всю баварскую компанию, либо ее часть, но этим планам не суждено было сбыться. Не особенно успешными оказались и состоявшиеся «браки по расчету»: DaimlerChrysler развалился, Fiat переметнулся к Крайслеру, оставив GM совместного ребенка в лице Opel Corsa четвертого поколения, Mitsubishi после различных мытарств присоединилась к альянсу Renault-Nissan. Хорошо, что Mini, один из осколков Ровера, все же остался в обойме BMW, благодаря чему мы получили несколько весьма приличных моделей с английским шармом и немецким техническим уровнем.
Зато в России тогда все шло как по маслу: еще не приватизированный ГАЗ исправно штамповал свои Волги, давая пищу десяткам тюнинговых фирм и сотням продавцов (уточним — речь о массовых моделях 3110 и 3102, амбициозный проект ГАЗ-3111 тогда уже практически провалился, хотя это еще не признали официально). Причем многие площадки работали круглосуточно, как выяснил зарулевский корреспондент Антон Чуйкин, прокатившись из Москвы в Нижний Новгород в поисках недорогих машин. А его коллега Игорь Твердунов поделился впечатлениями о тестовой поездке на свежем грузовике-вездеходе Садко ГАЗ-3308, пришедшем на смену знаменитой «шишиге» ГАЗ-66. Тогда новинку выпускали малыми сериями и комплектовали либо бензиновой «восьмеркой», либо турбодизелем ГАЗ-562, он же Steyr, позднее его заменили минскими и ярославскими тракторными дизелями. Мотор ЯМЗ ставят и на нынешний Садко Next, пришедший на смену «восьмерке» пять лет назад.
Другой малосерийной новинкой, испытанной зарулевцами четверть века назад, стал тольяттинский Премьер — длиннобазная версия «десятки». Автомобиль с индексом 21108 изготавливали в экспериментальном производстве АвтоВАЗа совместно с компанией СуперАвто, удлиняя на 175 мм задние двери, крышу и, разумеется, пол кузова. При этом благодаря дополнительным усилителям его жесткость не уменьшалась, а, напротив, существенно возрастала, но главное — улучшенные параметры посадки задних пассажиров, как выражались конструкторы. Любопытно, что тогда Премьер казался настоящим лимузином, но на самом деле он всего на полтора сантиметра длиннее нынешней Весты при большей на три сантиметра колесной базе. А самое интересное в той статье — оговорка в конце о перспективной модели ВАЗ-21118, которая якобы уже разрабатывалась: это был универсал на базе Премьера с высокой крышей и, возможно, даже полным приводом, — проще говоря, кроссовер. Увы...
Интересные дела творились тогда и на столичном Москвиче, но в несколько другой плоскости, о чем рассказал известный журналист Игорь Моржаретто в статье «Герои рвутся к наградам». Он выяснил, что группу руководителей завода выдвинули на соискание Государственной премии России «за возрождение отечественной марки автомобилей «Москвич» на основе наукоемких технологий и кооперации с отечественными и зарубежными производителями». И это при падении объемов производства и отвратительном качестве продукции, хотя кооперация с зарубежными производителями действительно имела место: у них закупались комплектующие для установки на штучные модели типа Ивана Калиты и Юрия Долгорукого, спроектированных и собранных на коленке. Происходило это под чутким руководством тогдашнего генерального директора Москвича Рубена Асатряна, приятеля Юрия Лужкова: возглавив предприятие, он за несколько лет разогнал квалифицированных инженеров и рабочих, посадил на высокие посты своих земляков и направил денежные потоки на родину. Разумеется, Асатрян вошел под первым номером в список потенциальных лауреатов, в числе которых был, кстати, Валерий Шанцев, столичный вице-мэр. Премию тогда эта группа товарищей не получила (не исключено — отчасти благодаря публикации Моржаретто), но едва ли это их сильно расстроило: господин Шанцев вскоре возглавил Нижегородскую область, да и сам Рубен Саркисович, говорят, не бедствует, даже преподает в каком-то вузе. А нынешнее руководство Москвича, похоже, опять ждет наград за очередное возрождение...