Найти в Дзене
OLGA NEWS

Когда глаза бепокоят вместе с щитовидкой.

Сегодня у меня возникло желание немножко рассказать про эндокринную офтальмопатию. Ну, вот так получилось, что у меня вынырнули из небытия сразу три пациентки с порядочно запущенной формой. И это - не редкость, запоздалое лечение этой болезни. Беда в том, что это - болезнь "на стыке". Традиционно её лечат эндокринологи, хотя по сути это не эндокринное заболевание, а аутоиммунное, ибо вся проблема в выработке "запретных" антител, а поскольку поражается клетчатка и мышцы глазниц, то, скорее уж, это дело окулистов. Но окулисты к этому заболеванию относятся настороженно, да и эндокринологи его не любят. Поэтому я вкратце расскажу , что нужно делать пациенту, чтобы его "не запустили". Как правило, начинается вся эта история с тиреотоксикоза - я о нём писала. Почему? Потому что вредные антитела , вызывающие проблему, обладают сродством и к щитовидной железе, на которую они оказывают стимулирующее действие - вот и возникает избыток тиреоидных гормонов и токсикоз - и к глазам, на которые -
картиночка из сети.
картиночка из сети.

Сегодня у меня возникло желание немножко рассказать про эндокринную офтальмопатию. Ну, вот так получилось, что у меня вынырнули из небытия сразу три пациентки с порядочно запущенной формой. И это - не редкость, запоздалое лечение этой болезни.

Беда в том, что это - болезнь "на стыке". Традиционно её лечат эндокринологи, хотя по сути это не эндокринное заболевание, а аутоиммунное, ибо вся проблема в выработке "запретных" антител, а поскольку поражается клетчатка и мышцы глазниц, то, скорее уж, это дело окулистов. Но окулисты к этому заболеванию относятся настороженно, да и эндокринологи его не любят.

Поэтому я вкратце расскажу , что нужно делать пациенту, чтобы его "не запустили".

Как правило, начинается вся эта история с тиреотоксикоза - я о нём писала. Почему? Потому что вредные антитела , вызывающие проблему, обладают сродством и к щитовидной железе, на которую они оказывают стимулирующее действие - вот и возникает избыток тиреоидных гормонов и токсикоз - и к глазам, на которые - повреждающее. В глазах при этом возникает воспаление: поначалу коньюнктивит, чувство песка, слезотечение, глаза блестят, краснеют, могут отекать веки. В это время, как правило (но не обязательно), эндокринолог лечит тиреотоксикоз тиреостатиками и, если повезёт, глазам тоже становится лучше. Вот тут и таится "дьявол". Тиреотоксикоз проходит, глазам легче ,и пациент благополучно "забивает" на наблюдение. А то и забывет, что лечил щитовидку и не связывает её со своей глазной проблемой.

А состояние глаз может снова ухудшиться после кажущегося благополучия, особенно если ремиссия только клиническая, а антитела остаются в крови существенно повышены.

И тогда пациент идёт, разумеется, к окулисту - ведь глаза, и даже не сообщает ему, что лечил щитовидку, получает капли , а лучше не становится. Более того, глаз зачастую начинает выпучиваться - сначала это обратимо и связано с отёком тканей орбиты, позже изменения становятся необратимыми, и тогда уже даже снятие остроты глазам ни прежнего вида, ни прежнего положения не вернёт.

Как это лечится? Жёстко. Как и все аутоимунные заболевания. Высокими дозами стероидов. Иногда приходится ещё и проводить рентгенотерапию орбит с возможными осложнениями - например, выпадением волос. Так вот, чтобы не запускать ситуацию, во-первых, если глаза забеспокоили вас одновременно или вскоре после лечения токсического зоба, имеет смысл сразу насторожиться и... обследоваться. Что именно стоит обследовать. Во-первых, определить, есть ли выстояние глазных яблок - это сможет сделать окулист при осмотре специальным прибором экзофтальмометром с градуировкой. В поликлиниках они есть не всегда, в офтальмологических клиниках точно есть. Затем врач осмотрит глазное дно, определит поля зрения - на компьютере или ручным способом, померяет внутриглазное давление. Затем понадобиться исследование тканей орбиты - УЗИ или КТ. Ну, и контроль тех самых антител, о которых я говорила с самого начала.

И только сделав всё это, можно определить степень активности процесса и подобрать правильную терапию.

К сожалению, при тяжёлой, не поддающейся лечению и запущенной форме могут наблюдаться осложнения вплоть до потери зрения и потери глаз, поэтому не стоит забивать на проблему в надежде, что сама пройдёт.

Иногда, когда активности уже нет, и лечить поздно, а глаза выпирают, даже предпринимают разрушение стенки орбиты хирургическим путём, чтобы глазу было где помещаться.