Найти в Дзене

Муж погиб на СВО, а я на него злюсь

«О мёртвых либо хорошо, либо ничего» — эту фразу все мы хорошо знаем с детства и постоянно употребляем в повседневной речи. Однако мало кто знает, что изречение древнегреческого политика и поэта Хилона из Спарты, жившего в шестом веке до нашей эры, в оригинале звучит иначе: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды». Злость на умершего близкого может позволить себе далеко не каждый человек. Это не принято в обществе. Но правда в том, что злость всё равно возникает, только не находит выхода, а остаётся внутри и маскируется, например, под чувство вины. Людмила — мать двоих детей, младшему из которых ещё не исполнилось трёх лет. Её муж погиб в ходе СВО. Она рассказывает о нём, тщательно подбирая слова, но в её речи то и дело проскальзывают претензии. На прямой вопрос: «Вы злитесь на супруга?» — Людмила отвечает без колебаний: «Да». Следующие пятнадцать минут она возмущённо говорит о том, как он выбрал службу вместо семьи, как годами не виделся с детьми, как младший сын его почти н

«О мёртвых либо хорошо, либо ничего» — эту фразу все мы хорошо знаем с детства и постоянно употребляем в повседневной речи. Однако мало кто знает, что изречение древнегреческого политика и поэта Хилона из Спарты, жившего в шестом веке до нашей эры, в оригинале звучит иначе: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды».

Злость на умершего близкого может позволить себе далеко не каждый человек. Это не принято в обществе. Но правда в том, что злость всё равно возникает, только не находит выхода, а остаётся внутри и маскируется, например, под чувство вины.

Людмила — мать двоих детей, младшему из которых ещё не исполнилось трёх лет. Её муж погиб в ходе СВО. Она рассказывает о нём, тщательно подбирая слова, но в её речи то и дело проскальзывают претензии. На прямой вопрос: «Вы злитесь на супруга?» — Людмила отвечает без колебаний: «Да». Следующие пятнадцать минут она возмущённо говорит о том, как он выбрал службу вместо семьи, как годами не виделся с детьми, как младший сын его почти не знал, как она переехала за ним «на край земли» и осталась одна без поддержки и средств к существованию.

Гнев — одна из стадий горевания, которая неизбежно наступает после утраты близкого человека. Её важно прожить, как и стадию оплакивания. Горюющему нужно не только злиться на себя за то, что «не уберёг», но и направить гнев в другие стороны. Так, его заслуживают те, кто мог помочь, но не помог; Бог, который «допускает несправедливость»; и даже умерший — ведь он оставил вас, хотя вы уговаривали остаться. Он знал о рисках, но принял решение.

Людмиле не с кем было поделиться претензиями к супругу. Рядом только свекровь, которая вряд ли поймёт её. Облегчение принесла беседа с психологом, где в безопасной обстановке она смогла выразить чувства. Но такая возможность есть не у всех.

Возможный выход — написать письмо умершему, выплеснув в него всю злость. Его можно порвать или сжечь — это поможет прожить эмоции, которые, оставаясь внутри, мешают принять утрату. Вы можете не осознавать их, но без выхода они будут отдалять вас от осмысления произошедшей утраты.

Письмо, выражающее гнев, не означает, что вы плохой человек, который не любит и не уважает погибшего близкого. Оно поможет вам быть честным с самим собой. Со временем гнев пройдёт, и наступит принятие, а также понимание поступков близкого человека