Найти в Дзене
avtovelomoto

Какие изменения в ПДД ждет электротранспорт в Беларуси? Комментарии ГАИ

Белорусское законодательство готовится к существенным изменениям в Правилах дорожного движения (ПДД), касающимся электротранспорта и средств персональной мобильности (СПМ). Проект указа, опубликованный на сайте forumpravo.by, вносит поправки в Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения». Эти изменения вызывают множество вопросов, требующих разъяснения со стороны Госавтоинспекции (ГАИ). В проекте указа дается определение СПМ: это транспортное средство, предназначенное для передвижения одного человека с помощью электродвигателя (электродвигателей), имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость не более 25 км/ч. Однако это определение оставляет множество нерешенных вопросов, особенно касающихся транспортных средств, которые не вписываются в стандартную классификацию: Двухместные модели. Что касается двухместных моделей, то возникает неясность в отношении электротранспорта, способн
Оглавление

Белорусское законодательство готовится к существенным изменениям в Правилах дорожного движения (ПДД), касающимся электротранспорта и средств персональной мобильности (СПМ). Проект указа, опубликованный на сайте forumpravo.by, вносит поправки в Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения».

Эти изменения вызывают множество вопросов, требующих разъяснения со стороны Госавтоинспекции (ГАИ). В проекте указа дается определение СПМ: это транспортное средство, предназначенное для передвижения одного человека с помощью электродвигателя (электродвигателей), имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость не более 25 км/ч.

Наше обращение в ГАИ

Однако это определение оставляет множество нерешенных вопросов, особенно касающихся транспортных средств, которые не вписываются в стандартную классификацию:

Двухместные модели. Что касается двухместных моделей, то возникает неясность в отношении электротранспорта, способного перевозить двух и более человек, при этом имеющего мощность электродвигателя не более 0,25 кВт и максимальную скорость до 25 км/ч. Подпадает ли такое транспортное средство под определение СПМ или же оно требует отдельной классификации? Проект указа не дает однозначного ответа.

Необходимо определить, будет ли оно рассматриваться как отдельная категория транспортных средств или же под него будут адаптированы уже существующие категории. Возможно, потребуется введение новой категории с учетом особенностей конструкции и возможности перевозки пассажиров. Отсутствие четкого определения может привести к путанице и разногласиям при применении ПДД.

Высокоскоростные ТС. Проект также вызывает затруднения в классификации электротранспорта, способного развивать скорость выше 25 км/ч.

Такие средства не являются СПМ по определению, но также не относятся и к велосипедам из-за отсутствия педалей, не относятся и к мотоциклам или мопедам. Их характеристики не укладываются в существующие рамки классификации транспортных средств.

Требуется разработка четких критериев для определения категории таких электротранспортных средств. Возможно, необходимо создание новой категории, основанной на мощности двигателя, максимальной скорости, конструктивных особенностях и возможности перевозки пассажиров.

Технически разнообразные модели электротранспорта. Проектом не учитываются разнообразие моделей электросамокатов, электроскутеров и других подобных средств передвижения, которые имеют различные технические характеристики и функциональные возможности. Необходимо разработать гибкую систему классификации, которая позволит учесть все существующие и будущие виды электротранспорта. Система должна быть достаточно детальной, чтобы избежать пробелов и неточностей в законодательстве.

Также непонятно, как будет осуществляться регистрация электрического транспорта.

Эти вопросы мы направили в ГАИ для разъяснения.

Ответ ГАИ:

Результат на сегодняшний день

Наша компания внесла ряд предложений по изменению Правил дорожного движения (ПДД), и эти предложения находятся на стадии рассмотрения в рамках комплексной переработки нормативных актов.

Регистрация ЭТС. Важно подчеркнуть, что на данный момент, согласно официальному ответу Госавтоинспекции (ГАИ) и действующему законодательству, никаких изменений в отношении обязательной регистрации электротранспорта не произошло. Если такие изменения и будут приняты в будущем, они, с высокой вероятностью, коснутся прежде всего электромотоциклов, имеющих явные признаки мотоциклетной техники. Что касается электроскутеров и электровелосипедов, то их регистрация даже при введении соответствующих требований предполагается в упрощенном порядке и не ранее второй половины 2025 или даже 2026 года.

Права для вождения ЭТС. Отдельно следует остановиться на вопросе получения водительских прав для управления электротранспортом со скоростью выше 25 км/ч. В настоящее время действует упрощенная процедура получения прав категории АМ, позволяющая управлять электротранспортом мощностью свыше 0,25 кВт (соответствующей скорости более 25 км/ч) без прохождения обучения в авто/мотошколе. Это существенно облегчает процесс легального использования электротранспорта на дорогах общего пользования.

Чтобы получить права категории АМ, достаточно выполнить следующие действия:

  1. Пройти медицинское освидетельствование. Получить медицинскую справку, подтверждающую ваше состояние здоровья и способность управлять транспортным средством.
  2. Обратиться в МРЭО ГАИ. Подать заявление в местное отделение Госавтоинспекции по месту вашей регистрации.
  3. Сдать теоретический экзамен. Пройти тестирование на знание Правил дорожного движения. При этом практический экзамен по вождению не требуется.
  4. Неограниченное количество попыток. Вы можете пересдавать теоретический экзамен неограниченное количество раз до успешной сдачи.
  5. Стоимость удостоверения. Госпошлина за получение водительского удостоверения составляет 80 белорусских рублей.
  6. Возрастные ограничения. Получить права категории АМ можно с 16 лет. Обращаем внимание на важный момент: лица, имеющие водительское удостоверение категории «В» (на право управления автомобилем с автоматической коробкой передач), также обладают правами категории АМ. В этом случае дополнительная сдача экзаменов не требуется.
  7. Также следует помнить, что движение на электротранспорте по тротуарам и обочинам вне дорог общего пользования не требует наличия водительских прав. Однако, использование электротранспорта на дорогах общего пользования без соответствующих прав влечет за собой административную ответственность.

Надеемся, что предоставленная информация была для вас исчерпывающей и понятной.